Франсуа Буше Творческий путь

Сентябрь 19, 2012
Если кто-то наивно полагает, что знает Буше, то он глубоко ошибается! Безрассудный сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» — какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его личность гораздо более многогранна, а творчество значительно богаче, сложнее и, главное, разнообразнее, чем это следовало из некоторых, весьма опрометчивых, суждений.
Маркиза де Помпадур

Маркиза де Помпадур

1736; 201х157 см
Старая Пинакотека, Мюнхен

В годы триумфа Буше, те же критики оперировали совсем другими эпитетами, вознося художника на вершину славы. «Живописец грации», «Зеркало правления Людовика XV», «Певец красоты и полноты жизни»... Буше рано почувствовал вкус славы, но заплатил за это в зрелые годы тотальным разочарованием в жизни вообще, и в собственном таланте в частности — причем не без участия мнимых доброжелателей.

Обнаженная женская натура действительно являлась одной из любимейших тем мастера, однако вряд ли это дает основание обвинять его в распутстве и прочих многочисленных грехах. Ведь Буше считался мастером пасторалей — модного в то время жанра, представляющего и пастухов и пастушек на фоне деревенских пейзажей. Буше также писал пейзажи и портреты, мифологические картины и жанровые сцены, создавал эскизы кружев и гобеленов, парковых скульптур и бисквитных статуэток, интерьеров дворцов и театральных декораций...

И после всего этого обвинять мастера в приверженности одной лишь эротической теме?! Необычайное богатство и разнообразие художественных предпочтений проявляется уже на начальном этапе его карьеры. Немалую роль сыграл в этом опыт, приобретенный художником в период Формирования его личности и стиля.

Начало большого пути Буше

В который раз приходится сожалеть о том, что сведений о природе обучения мастера практически не осталось. Поэтому исследователям не оставалось ничего, кроме как единогласно признать следующее: профессиональное становление Буше произошло в период между 1720 годом, когда он поступил в мастерскую Лемуана, и 1731 годом, когда он вернулся из Италии.

Ринальдо и Армида

Ринальдо и Армида

1734; 135,5х170,5 см
Лувр, Париж
Этой картине Буше обязан своим званием
академика и «живописца исторических сцен»
(наиболее престижная категория)

Основам мастерства будущего художника обучает его отец, а школа Франсуа Лемуана закрепляет и дополняет теоретические знания, а также дает необходимые навыки практической работы. Лемуан в тот период является членом Академии, поэтому, более чем кому бы то ни было, известны требования этой институции. Всем его ученикам (без исключения!) удавалось поступать в Академию с первой попытки. Подобного успеха не знавал тогда ни один из мастеров, практикующих преподавание основ рисунка и живописи.

В конце жизни Буше заявит, что посещал мастерскую Лемуана в течение всего трех месяцев. У современных искусствоведов возникают сомнения относительно столь короткого срока, они подозревают, что, умаляя степень влияния учителя, Буше стремился подчеркнуть собственную независимость и творческую самостоятельность, а также раз и навсегда положить конец версиям о преемственности живописной манеры. И все же, трудно опровергнуть очевидное: в ранних работах Буше отчетливо ощущается влияние стиля его учителя, которое останется в силе до середины тридцатых годов.

Именно в это время, по мнению большинства специалистов, формируется индивидуальный стиль Буше, не лишенный, однако, кое-каких заимствований. Как отмечает Пьер Розенберг, Лемуан «подарил» Буше «ясные и сверкающие тона, элегантные формы и легкость мазка». В работах обоих живописцев прослеживается интерес к фигурам с небольшими лицами, утонченными жестами, облаченных в драпированные одежды с множеством мелких, но неизменно выразительных складок. В течение долгих лет влияние Лемуана сказывалось на стиле Буше, однако в конце концов художнику удалось освободиться от него — тем более что он так желал этого...

В период окончания учебы у Лемуана Буше становится частным посетителем парижских дворцов и публичных музеев, где имеет возможность познакомиться с творчеством великих венецианских, а также голландских и фламандских мастеров XVII века. Молодой художник легко попадает под обаяние живописи Антуана Ватто, этого признанного мастера галантных сцен, отмеченных изысканной нежностью красочных сочетаний и удивительной трепетностью рисунка.

В начале 20-х годов Буше создаст 119 гравюр по картинам и рисункам Ватто. По мнению Жоржа Брюнеля, «тот факт, что в молодости в течение нескольких лет Буше изучал работы Ватто, конечно же отразился и на его собственной живописи. Благодаря этому опыту, то есть, посредством Ватто, он усвоил уроки Тициана и Рубенса».

Буше в Италии

Пробел в биографии Буше, касающийся его пребывания в Италии, становится еще более ощутимым, если учесть, что именно этот период был переломным в процессе его художественного развития. Когда в 1728 году Буше покидает Париж и уезжает в Рим, им еще не был выработан тот четкий индивидуальный стиль, который обнаруживают работы, написанные мастером вскоре по возвращении во Францию.

Пьер Розенберг задается теми же вопросами, что и мы: как долго путешествовал художник, останавливался ли он по пути в Рим в Парме, Генуе или Болонье, посетил ли Неаполь? Если не принимать во внимание документально подтвержденный факт болезни Буше в Риме, остаются исключительно домыслы. И что особенно обидно — нет подтверждений посещения художником Венеции, хотя изучение венецианской живописи в Париже могло подвигнуть его посетить Венецию. В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы.

Пасторальные сцены Буше

Вернувшись в Париж, обогащенный впечатлениями от поездки в Италию, Буше демонстрирует многоплановость своего художественного дарования. В тридцатые годы он работает над мифологическими и историческими картинами, пишет пейзажи и жанровые сцены, а также посвящает немало времени и сил декоративно-прикладному искусству.

Прерванный сон

Прерванный сон

1750; 75х64,8 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В середине XVIII века необычайной популярностью пользуются небольшие шпалеры-пасторали. «Сельские сцены» украшают аристократические салоны и будуары. Темы, еще недавно казавшиеся низкими и некрасивыми, сегодня увлекают своей новизной. На смену античным богам и богиням приходят пастушки, рыбаки, служанки — представители третьего сословия.

Если стиль барокко в архитектуре и прикладном искусстве стремился к возможно большей силе впечатления, то рококо считает главным праздник жизни, утонченное наслаждение, а основными сюжетами становятся пасторали, галантные празднества, любовные сцены, где сама природа и оживляющие ее фигурки отмечены нарочитой изысканностью. Водяная мельница, живописные руины, изящные пастушки, сидящие под сенью деревьев у ручья, юноши, ловящие рыбу, — все это находит свое место в пасторалях Франсуа Буше, которые являются исключительным сочетанием реалистических мотивов, заимствованных у голландских живописцев.

Причем синтез этих двух совершенно разных направлений обнаруживается не только в пасторалях, но и в пейзажах Буше, и в его жанровых сценах. Именно этот уникальный синтез стал причиной его оригинальности, его грандиозного успеха и, в конечном итоге, — его поражения.

Начиная с 1750 года во Франции коренным образом меняются вкусы. Сторонники неоклассицизма, в основе которого лежала идея отчуждения человека от мира, ставят помпезный героизм выше фривольного натурализма. Искусство Буше с его надуманностью и вычурностью считалось слишком отдаленным от действительности, слишком искусственным и чересчур декоративным. И только время покажет истинную ценность завоеваний этого великого художника...

Великие художники, часть 78   19/09/2012 filoli.ru

(1703-1770) Франсуа Буше

Творчество Франсуа Буше

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...что подо льдами Арктики?

Новые исследования показали, что количество углерода, скрытого подо льдами Арктики в форме углекислого газа, было недооценено примерно в 2 раза. Согласно новым данным, под ледяным покровом около 1,5 триллионов тонн углерода — вдвое больше, чем в атмосфере!