История искусства

Эритрейская сибилла
МИКЕЛАНДЖЕЛО, 1510Одна из фресок в
Сикстинской капелле
История европейского искусства ведет отсчет от эпохи ренессанса, когда художники начинают освоение перспективы и учатся выражать человеческие эмоции и поступки. Со времен падения Рима в V веке жизнерадостность, реализм и любование природой, характерные для классицизма, уступили место духовности Византии. Джотто, творивший в начале XIV века, был одним из первых, кто отошел от непреложных канонов византийского стиля. Его живопись, исполненная реализма, драматическая и эмоциональная, проложила дорогу фрескам Микеланджело в Сикстинской капелле.
В XVI веке ренессансное следование натуре уступило место вычурному и утонченному маньеризму. Позднее появляется Эль Греко с его экспериментами в области формата, цвета и освещения, результатами которых стала его полная таинственности и экстатичности живопись.

Самсон и Далила
РУБЕНС, 1609XVII и XVIII век — это эпоха барокко, наполненная энергией, эмоциональной интенсивностью, бурной динамикой и крепким жизненным началом, отраженным в работах Рубенса. Сразу после барокко приходит рококо, где ясность, красота и радость жизни нашли свое выражение в картинах Ватто, Буше и Фрагонара.
Со второй половины XVIII и до начала XIX века декоративный стиль рококо уступает место неоклассицизму, который обозначал возвращение к порядку, недвусмысленности и рассудительности искусства античности. Это можно заметить в суровой живописи Давида. Вера в творческое начало человека — в рамках реакции на рационализм неоклассицизма — характеризовала следующий за ним романтический стиль. Художники романтизма, например Уильям Тернер, воспевали преимущества интуиции, инстинкта и фантазии.

А, ты ревнуешь?
ГОГЕН, 1892Ответная реакция не заставила себя долго ждать: художники второй половины XIX века, главным образом, представители французского реализма, такие как Курбе и Милле, взбунтовались против традиционной исторической, мифологической и религиозной тематики в пользу сцен, представляющих повседневную жизнь обычного человека. Прямо противоположным было направление прерафаэлитов в Англии, главной целью которых был поиск простоты итальянского искусства раннего средневековья и акцент на обязательное следование натуре.
Вторая половина XIX века была также свидетелем бунта против романтизма и классицизма — импрессионисты старались запечатлеть мимолетное «впечатление» данной минуты. К импрессионизму относятся Моне, Дега и Ренуар — творцы выдающихся картин новой эпохи. Пример импрессионистов воодушевил многих художников, которые с этого времени начали творить, следуя индивидуальной стилистике. Так появились оригинальные творения неоимпрессионистов — Сезанна, Тулуз-Лотрека и Ван Гога.
Конец XIX века и начало XX стали свидетелями рождения ряда новых направлений: символизма, синтетизма, фовизма, экспрессионизма, кубизма, футуризма, конструктивизма, сюрреализма, поп-арта, оп-арта, модернизма и т.д.
Самых известных представителей этих эпох и направлений вы сможете найти в очередных выпусках нашей коллекции. Серия «Великие художники» позволит вам познакомиться с выдающимися художниками мира и продемонстрирует, как они существовали в контексте наиболее значительных течений европейского искусства.
Это интересно!
Поделиться ссылкой в социальных сетях