Иван Крузенштерн Экспедиция

Сентябрь 27, 2011
26 июля 1803 года экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта.

Биографии и судьбыДлина капитанского корабля «Надежда» составляла 35 метров, ширина — 8,5 метра; «Нева», находящаяся под командованием Лисянского, была и того меньше. На борту «Надежды» находилось 84 человека, в число которых входил офицерский состав, команда и пассажиры — свита посла Николая Резанова. Ко всему прочему корабль вез в Охотск товары, провизию с запасом на два года и подарки для японцев в числе 50 ящиков и тюков. Из-за тесноты и скученности два высших чина экспедиции — Крузенштерн и Резанов — не имели отдельных кают и ютились в одной маленькой капитанской каюте. Так как отношения у них с самого начала не заладились, общались они при помощи записок.

Условия жизни на кораблях начала XIX века, как нетрудно догадаться, заметно отличались от современных круизных лайнеров. На корабле имелось всего лишь три туалета, а чтобы выйти на палубу, требовалось надевать дополнительную куртку, ибо плавание проходило поначалу в высоких широтах. Так как пресную воду строго экономили, не то что принять душ, даже мыть руки случалось нечасто.

Кроме припасов и людей, на «Надежде» немало места занимала живность, которая разнообразила пресную пищу, — свиньи, пара быков, коза, куры, утки, гуси. Животные неимоверно галдели, к тому же за ними нужно было постоянно убирать. Смекалистые моряки как-то раз решили вымыть свиней, связав их веревкой и выбросив за борт, что немало развлекло команду и пассажиров. Монотонные будни путешествия скрашивал также любимец всей команды спаниель, которого Крузенштерн брал с собой во все плавания. Перед отплытием матросы обязательно старались потрепать его за длинные уши, чтобы путешествие прошло гладко. Случалось даже, что жители островов, к которым приставали суда экспедиции, в жизни не видевшие животных с настолько длинными висячими ушами, панически разбегались от пса.

Какими бы суровыми ни были условия, а от путешественников требовалось выполнять еще и обязательную работу — моряки несли вахты, осуществляли ремонт. Офицеры составляли путевые журналы, исправляли неточности в картах. Ученые-натуралисты делали чучела рыб и птиц, заспиртовывали морских животных, составляли гербарии, собирали этнографический материал.

В конце октября 1803 года произошло знаменательное событие — впервые в истории корабли русского флота пересекли экватор и направились к Бразилии, где провели целый месяц. Затем экспедиция взяла курс на мыс Горн. Здесь во время тумана «Нева» и «Надежда» потеряли друг друга и встретились лишь на Маркизских островах.

Как уже говорилось выше, вместе с Крузенштерном плыл и Резанов. И вот, еще на пути в Бразилию, он вдруг объявил о том, что, будучи главой посольства, является также и руководителем экспедиции. Офицеры восприняли эту новость с большим скепсисом, ведь, как мог сухопутный человек командовать морскими волками? Даже морской устав гласил, что старшим на корабле во всех случаях и всегда является капитан корабля, по крайней мере, на переходе морем. А в данном случае получалось, что капитанов два. Тем не менее, от своих притязаний на власть Резанов не отказался. Обстановка двоевластия накалилась до предела на Маркизских островах, когда Крузенштерн отдавал одни приказы, а Резанов противоположные. В результате моряки потребовали от последнего публично огласить его инструкции, подписанные императором. Хоть Резанов их и зачитал, ему никто не поверил. Формальное примирение Резанова и Крузенштерна состоялось лишь в августе 1804 года, да и то лишь после разбирательства генерал-губернатора Камчатки.

Так как посла требовалось доставить в Японию, то из Петропавловска-Камчатского Крузенштерн отправился прямиком в Нагасаки, где судну пришлось простоять целых 6 месяцев. Надо отдать должное, японцы относились к мореплавателям вполне дружелюбно: послу и его свите предоставили на берегу дом и склад для подарков японскому императору, посольству и команде корабля ежедневно возили свежие продукты. Но, несмотря на гостеприимство, император Японии принять посольство отказался, равно, как не принял и предложение вести торг с Россией. Как бы то ни было, но путешественники, пока решалась дипломатическая миссия, времени не теряли — русские ученые нанесли подробно на карту японские берега и сделали огромное количество рисунков японского быта. Ведь эта страна для Европы оставалась практически закрытой.

Из Японии «Нева» и «Надежда» вернулись в Петербург разными маршрутами и в разное время. Первой в Кронштадт а начале августа 1806 года прибыла «Нева» Юрия Лисянского. Двумя неделями позже в этот же порт вошла «Надежда». Важно отметить, что когда в Лондоне в 1820 году вышла книга, с описанием основных кругосветных экспедиций, она называлась «От Магеллана до Крузенштерна», настолько высоко ценили подвиг этого человека. А его трехтомное «Путешествие вокруг света» сразу после выхода было переведено на семь иностранных языков и пользовалось большой популярностью во многих морских державах, вследствие чего Ивана Федоровича в 1813 году избрали членом научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании.

Кругосветка оказалась для Крузенштерна последним плаванием, после этого он помогал организовывать экспедиции другим путешественникам, среди которых были Беллинсгаузен и Лазарев, открывшие Антарктиду. Сам же он стал заниматься другими делами, как он считал, на пользу Российской державе. Так, во время войны 1812 года Иван Федорович пожертвовал треть своего состояния на народное ополчение и выступал в качестве дипломата в Лондоне.

Источник: По материалам статьи Виталия Малютина
27/09/2011 filoli.ru

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
…что такое «ДЖИП»?

Название этих автомобилей произошло от английской аббревиатуры G.P. (Джи-Пи) — General Purpose, то есть, всего-навсего, «транспортное средство общего назначения». Написание «Jeep» появилось значительно позже.