Большой Сфинкс Три загадки стража вечности

Сентябрь 25, 2011
Большой Сфинкс

Загадка первая. Кто?

По традиционным представлениям египтологов лицо Большого Сфинкса не что иное как образ фараона Хафры (Хефрена) рядом с пирамидой которого он стоит. Доказательством тому якобы служат факт находки статуи этого владыки Египта и остатков его храма в непосредственной близости от Сфинкса Долгое время эта версия кочевала из одного учебника истории в другой, пока не появились исследователи, обладающие более непредвзятым мышлением. По их мнению, утверждение о сходстве лиц Сфинкса и Хефрена, как говорится, притянуто за уши, и даже не обладая глазомером художника легко убедиться, что это не так. А чтобы опровергнуть многолетнее заблуждение энтузиасты этой гипотезы прибегли к помощи ведущих судмедэкспертов Нью-Йорка.

В результате антропометрической экспертизы, сопоставив созданные с помощью компьютерного моделирования трехмерное лицо Сфинкса и облик, запечатленный на многочисленных статуях Хефрена, специалисты пришли к выводу — это совершенно разные люди. Более того, антропологи высказали мысль, что в лице Большого Сфинкса явно прослеживаются негроидные черты, а размер и разрез глаз вообще не характерен для человеческой расы.

Загадка вторая. Когда?

До середины ХХ века бытовало представление о практически единовременном возведении пирамид и Большого Сфинкса в эпоху, отстоящую от начала нашей эры приблизительно на 2500 лет. И лишь недавно кто-то из ученых обратил внимание на одну странность: в древних папирусах, дошедших до нас и относящихся к периоду постройки пирамид, нет ни малейшего упоминания о находящейся по соседству с ними гигантской скульптуре льва с головой человека. Только спустя четыре века после завершения строительства Великих пирамид появляются первые письменные упоминания о Сфинксе. Это тем более удивительно, если учесть скрупулезность, свойственную древним египтянам: они подробно записывали расходы, тщательно осуществляли учет стройматериалов и вели подробные записи о возведении той или иной постройки.

Вот и возникает закономерный вопрос: как такое монументальное сооружение, могло выпасть из учета. Объяснение здесь возможно только одно: величественная статуя на плато Гиза была высечена намного раньше того, как первый фараон ступил на его поверхность, то есть еще в эпоху доегипетской цивилизации.

Косвенным подтверждением этой теории стало открытие, сделанное командой гидрологов. Дело в том, что ими в основании Большого Сфинкса были обнаружены следы водной эрозии, что указывает на следы затопления когда-то произошедшего в этих местах. Борозды, проложенные потоками стекающей воды, наблюдаются также и на верхних частях изваяния, исключая голову. В принципе Сфинкс вполне мог подвергаться разрушительному воздействию воды, поскольку, согласно палеогеографическим реконструкциям, Египет в не столь уж отдаленном прошлом — от 10000 до 12000 лет, как раз в период таяния льдов последнего ледникового периода — затапливался, как морем, так и сильными разливами Нила.

А в период 7000-5000 лет до н.э., как установили палеоклиматологи, над этой засушливой страной часто шли проливные дожди. Из того, что Большой Сфинкс столь интенсивно подвергался водной эрозии, можно сделать только один вывод: сооружен он был до соответствующего наводнения. Другими словами комплекс Гизы строили дважды.

В связи с этой гипотезой хочется отметить еще один немаловажный факт. Как нетрудно заметить, голова Сфинкса сохранилась намного лучше его тела, да к тому же по своим пропорциям кажется значительно меньше, чем ей полагается быть по отношению к телу. Случайно ли это? Ведь все оставленные древнеегипетскими зодчими произведения искусства и постройки демонстрируют отменное знание геометрии и математики, знание закона перспективы и виртуозное владение измерительными приборами.

Так, может быть, вопиющее нарушение имеет другую причину? Например, изначально голова статуи была другой, а по прошествии многих лет по чьему-то приказу ее переделали. Разумеется, вследствие этого пострадали пропорции, ведь от уже имеющейся глыбы можно лишь отсекать куски, так что она уменьшается в размерах по отношению к другим, не тронутым обработкой частям.

С учетом вышеизложенного, можно предположить, что ранняя история Большого Сфинкса выглядела приблизительно следующим образом. Около 13000-14000 лет назад неведомые зодчие воздвигли комплекс пирамид и гигантскую статую. Предполагается, что это была статуя льва. Время разрушило пирамиды, но Сфинкс, выдолбленный из монолитной скалы и, возможно, засыпанный песком, устоял. В эпоху правления фараонов четвертой династии, приблизительно между 2631-2618 гг. до н.э., пирамиды, насколько могли, восстановили (разница в степени отделки строительного материала во многих местах видна до сих пор).

В то же время откопали и Большого Сфинкса, после чего подвергли некоторой переработке — на месте сильно поврежденного эрозией и ставшего практически неузнаваемым лика льва вытесали человеческую голову с атрибутами царской власти. Сохранившиеся до нашего времени на отдельных участках головного убора следы синей краски, позволяют судить, что в древние времена скульптура была частично или даже полностью раскрашена.

Впрочем, как бы то ни было — 2500 лет Большому Сфинксу или почти 14000, он, так или иначе, является не только самой крупной, но и самой древней статуей на Земле. И это, пожалуй, единственный неоспоримый факт.

Загадка третья. Зачем?

Судя по всему, культовое значение Большого Сфинкса вторично и гигантская скульптура исполняет (или исполняла) еще какую-либо не выясненную до сих пор функцию. На это указывает и ее ориентация строго на восток, и зашифрованные в пропорциях параметры. Но, как и прежде, вопросов здесь больше, чем ответов. Зачем создатели придали изваянию облик льва? Зачем разместили его в яме? Зачем соорудили под постаментом подземные тайники и проходы? Может, все эти детали не случайны и несут какую-то важную информацию?

В 1988 году японские ученые с помощью эхолокаторов обнаружили под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше проследить его пока не позволяют технические возможности. Другие сейсмографические исследования также зафиксировали многочисленные полости в скальном основании между лап и по бокам статуи. Одна из них имеет размеры примерно 9 на 12 метров и находится на глубине около 5 метров. Правильная прямоугольная форма камеры маловероятна для полостей естественного происхождения, поэтому есть основания предполагать, что она — дело рук человеческих.

В настоящее время Большой Сфинкс, в гордом молчании хранящий свои загадки, наряду с пирамидами является самой яркой достопримечательностью Египта. Тысячи туристов съезжаются к нему каждый день. А с наступлением темноты над древним плато Гиза разыгрывается грандиозное представление «Звук и свет», и вещающий, словно с неба, голос поочередно на каждом из восьми языков мира произносит приветственную речь Сфинкса.

Источник: По материалам статьи Ирины Садковской
25/09/2011 filoli.ru

Это интересно!

Сколько денег нужно потратить на восстановление точности хода самых знаменитых часов — лондонского Биг-Бена если они начинают спешить или отставать?

https://phlebolog.org варикозное расширение вен нижних конечностей лечение.
Обработать от клопов в энгельсе - уничтожение клопов в энгельсе bio-64.ru.

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...цвет хамелеона?

Хамелеоны меняют свой цвет в зависимости от эмоционального состояния, а вовсе не в зависимости от окружающего фона. И если цвет вдруг совпадет с окружающим фоном, то это именно совпадение и ничего более.