О чем рассказали руны? Или история Кенсингтонского камня

Декабрь 27, 2011
Однажды теплым осенним днем 1897 года американский фермер Олаф Оман вместе со своим десятилетним сыном Эдвардом отправился корчевать пни. Когда же был вывернут один из пней, они увидели, что его корни обвились вокруг огромного серого камня почти прямоугольной формы.

руныОлаф соскреб облепившую камень землю, и на его гладко отполированной поверхности обнаружил какие-то высеченные знаки. Несмотря на то, что находка весила около 90 килограммов, Олаф с сыном отнесли ее в соседнюю деревушку Кенсингтон, в общину эмигрантов из Скандинавии, где выставили на всеобщее обозрение. Но, так как знатоков древней письменности среди местного населения не нашлось, а шведы по какой-то причине решили, что надпись сделана на древнегреческом языке, камень отправили в Греческий отдел Университета Миннесоты.

Там один из профессоров — Олаус Бреди признал в письменах руны и сделал первый перевод надписи. Гласила она следующее:

 
Нас 8 готов и 22 норвежца, участников разведывательного плавания из Винланда на запад. Десять человек из нашего отряда остались у моря, чтобы присматривать за нашими кораблями в 14 днях пути от этого острова. Мы остановились у двух шхер в одном дне пути к северу от этого камня. Мы ушли на один день ловить рыбу. Потом мы вернулись и нашли 10 наших людей окровавленными и мертвыми. Аве Мария, избавь нас от зла. Год 1362.

Решив, что надпись искусно подделана, профессор все же передал копию скандинавским лингвистам и археологам. Те тоже заключили, будто камень фальшивый. Ведь, по представлениям того времени, никто не мог до Колумба плавать в Америку, а уж тем более странствовать по Миннесоте — одному из штатов Северо-Западного Центра. Такая идея в начале XX века казалась ученым умам просто невероятной. Находку вернули фермеру, и он приспособил его в качестве порожка перед домом.

К счастью, про рунический камень проведал в 1907 году Хьялмар Холанд. Он-то и купил его всего за 10 долларов, а затем в течение всей жизни пытался разрешить загадку странной надписи. Так, исследовав по количеству годичных колец растущие возле фермы Олафа деревья, Холанд пришел к выводу, что возраст их оценивался приблизительно в 40 лет. А поскольку первые поселенцы на данной территории появились только в 1858 году, вряд ли по этой причине находка являлась подделкой.

После четверти века исследований, в 1932 году Хьялмар Холанд опубликовал результаты своего труда. Его выводы были смелыми, даже неправдоподобными, по тем временам. Это сейчас мы знаем об экспедициях викингов, в частности, Лейва Эриксона и его последователей к берегам Гудзонова залива еще в X-XI веках. Но в первой половине XX века считалось, что до Колумба Североамериканский континент населяли исключительно индейцы и на крайнем севере эскимосы.

Что же утверждал Холанд? Согласно его теории, еще в 1362 году, за 130 лет до Колумба норманны не только хорошо знали северо-восточное побережье Северной Америки, но и проникли на сотни километров на запад, в центральные районы США — вплоть до верховьев Миссисипи, туда, где и был найден Кенсингтонский камень. Кстати, он оказался не единственной подобной находкой. Так, в 1930 году на озере Латока обнаружили железный крюк, обычно применявшийся викингами для швартовки, в 1940 году у Детройт-Лейк — норвежское огниво, в 1942 году на одной из ферм в Миннесоте — рукоятку скандинавского меча XIII—XV веков.

Один только Холанд сумел обнаружить в Миннесоте десяток мест с так называемыми причальными камнями, которыми пользовались норвежцы. Эти-то камни, разбросанные по берегам Великих озер, и помогли Холанду проследить за маршрутом плавания викингов в 1362 году и даже нанести его на карту. Впоследствии же упоминания о путешествии норманнов нашлись в исторических хрониках.

История

Согласно древним манускриптам, в 1355 году по указу норвежского короля Магнуса Эриксона в Гренландию отправилась экспедиция, возглавляемая известным государственным деятелем средневековой Норвегии Паулем Кнутсоном из Онархейма. К сожалению, источники ничего не сообщают о результатах этого предприятия. Известно лишь, что Кнутсон с командой отсутствовал очень долго. Домой из этой экспедиции вернулись всего несколько человек, да и то спустя девять лет после ее начала.

В экспедиции Кнутсона норвежцы и шведы, скорее всего, действовали совместно, так как набирались из числа личной стражи короля. И хотя шведов насчитывалось несомненно меньше, чем остальных участников плавания, они, в отличие от норвежцев, были обучены грамоте, а, следовательно, могли создать руническую надпись.

Судя по всему, Кенсингтонский камень действительно повествует об экспедиции Пауля Кнутсона. Согласно надписи, десять человек погибли в бою, видимо, во время нападения индейцев, а остальные жили некоторое время на новой земле, исследуя ее и делая вылазки небольшими отрядами вглубь материка. Возможно, один из таких отрядов по какой-то причине не вернулся, и оставшиеся ждали его, пока не потеряли последнюю надежду. Этим и объясняется их длительное, почти девятилетнее отсутствие. Здесь надо заметить, что у северных народов Европы в обычаях было сообщать о постигшей их судьбе при помощи рунических надписей. О чем и свидетельствует Кенсингтонский камень.

Что же касается исчезнувшего отряда Кнутсона, то тут остается лишь строить догадки. Похоже, скандинавы добрались аж до верховьев Миссисипи, где влились в местное племя манданов. Индейцы из этого племени привлекли к себе пристальное внимание этнографов еще два века назад. А все потому, что они очень сильно отличались от всех остальных индейских племен внешним обликом, обычаями и религиозными воззрениями. Так, каждый пятый индеец имел белую кожу и светло-голубые глаза. Чуть реже среди них встречались вовсе белокурые люди. В отличие от прочих индейцев Великих равнин, ведших кочевой или полукочевой образ жизни, манданы уже жили в постоянных поселениях, напоминающих древние строения североевропейских народов.

С одной стороны, кропотливое изучение Холандом истории Норвегии, чтобы дать объяснение рунической надписи, вроде бы доказывает достоверность этой находки. С другой же — само по себе наличие столь подробной надписи не характерно для людей древности. Остается лишь надеяться, что отряд Кнутсона представлял собой счастливое исключение. Как бы там ни было, Кенсингтонский камень после всех проверок на подлинность 11 марта 1948 года был торжественно перевезен в Национальный музей в Вашингтоне.

Но на этом его история не завершилась. В декабре 1998 года уникальный артефакт был подвергнут детальному анализу с применением современных технологий. В частности, применялось микрофотографирование в отраженном свете, исследование поверхностного вещества и сканирование электронным микроскопом. И опять-таки геологи пришли к выводу, что камень, прежде чем его извлекли из земли, пролежал в ней, как минимум, полвека.

Геологи обратили внимание еще на одну деталь — степень выветривания надписи и пришли к выводу, что ее возраст приближается к 500-600 гг. Саму надпись, разумеется, еще можно подделать, но степень выветренности знаков на камне — никогда. Далеко зашедший процесс выветривания, несомненно, подтверждает, что руны были нанесены на камень несколько столетий назад. После проведенного комплекса исследований вывод напрашивается только один: надпись высекли древние скандинавы.

Кенсингтонский камень на данный момент является единственным древнеруническим памятником, обнаруженным на Американском материке. Но вклад этой находки в историю освоения континента поистине огромен.

Источник: По материалам статьи Виталия МАЛЮТИНА
27/12/2011 filoli.ru

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...откуда мансарды?

Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.