Кувшинки — 1916-1926 Клод Моне

Сентябрь 11, 2012
„...Я погружен в работу. Эти пейзажи с водой и отражениями в ней стали моим наваждением” Моне, 11 августа 1908
Кувшинки

Кувшинки, Закат солнца

1914-1918; 197х594 см
Музей Оранжери, Париж

„Сад Моне можно считать одним из его творений. С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве, — писал Клемансо. — Сад был продолжением его мастерской”. Берта Моризо не случайно называла Моне «художником вод».

Больше всего Клод любит наблюдать пруд с водяными лилиями, смотреть на розовые и зеленоватые отблески на неподвижной воде, отображение деревьев и облаков, тени кувшинок, колыхание застилающих дно растений и тень перекинутого через пруд японского мостика.

С 1892 года водные пейзажи захватывают Моне, и он все чаще рисует пруд с кувшинками из собственного сада. В 1900 году в галерее Дюран-Рюэля были выставлены десять полотен серии «Пруд с кувшинками». Девять лет спустя та же галерея экспонировала уже сорок восемь картин серии «Кувшинки».

Кувшинки

Пруд с кувшинками

1900; 89,5х100 см
Музей д'Орсэ, Париж

Но в 1911 году, после смерти второй жены, Моне прекращает работу. Он сломлен душевно и долгое время не пишет. Только после общения с Клемансо в 1914 году возвращается к мольберту. Моне начинает работу над серией монументальных «Декоративных панно с кувшинками».

Художник писал их в специально построенной для этой цели в Живерни просторной мастерской, где было организовано верхнее освещение.

В ноябре 1918 года, через несколько дней после окончания войны, Клемансо, которого французы называли «тигром» и «отцом победы», едет в Живерни. Уже известно, что Моне завещает своей стране серию «Декоративные панно с кувшинками», но они окажутся в музее только после смерти художника: при жизни Моне не хотел расставаться с главными, итоговыми работами своего творчества.

Моне считал этот дар своим вкладом в победу в войне 1914-1918 гг. После принятия решения о передаче «Кувшинок» начинаются поиски места, в котором мог быть размещен дар Моне. Выбор падает на парижский музей Оранжери, расположенный в садах Тюильри по соседству с Лувром. Открытие экспозиции состоится, когда Моне уже не будет в живых.

Перед смертью мастер из Живерни еще раз сформулирует определение импрессионизма: «Импрессионизм — это ощущение минуты... это вопрос инстинкта».

Великие художники, часть 2   11/09/2012 filoli.ru

Творчество Моне

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...откуда мансарды?

Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.