Стога — 1890-1891 Клод Моне

Сентябрь 11, 2012
„Полотна ослепительны, и, бесспорно, в них чувствуется рука мастера” Писсарро
Стога

Стога, конец лета в Живерни

1890-1891; 60х100 см
Музей д'Орсэ, Париж
Тема стогов в живописи не нова; до Моне ее уже использовали Милле, Гоген, Писсаро и Ван Гог, — каждый по-своему. Моне внедряет два новаторских элемента: тематическую серию и способ видения света. С помощью систематически организованной серии мы имеем возможность рассматривать один и тот же мотив при изменяющемся в зависимости от времени суток освещении.

Моне хочет показать в своих картинах ход времени. Он пишет: „Я долго работаю над новой серией, хотя в это время года солнце садится быстро, что я за ним не успеваю... Это приводит меня в отчаяние, но с каждым разом я убеждаюсь в необходимости и оправданности своих страданий. Я могу найти то, что ищу: мимолетную изменчивость света, покрывающего растительность повсюду”.

Стога

Стог сена около Живерни

ок. 1889; 60,5х81,5 см
Музей Пушкина, Москва

В 1888 году Моне делает этюды стогов около Живерни. Через год он возвращается к этой теме в период страды. На притяжении нескольких месяцев Клод упорно работает. Он рисует поля, освещенные последними бликами лета, те же поля — красно-рыжие осенью, а еще позже — покрытые снегом. Некоторым образам он может посвятить всего около 15 минут в день (настолько быстро меняется выбранное им освещение); он возвращается к ним каждый день в одно и то же время. Злится и нервничает, когда у него не получается добиться нужного эффекта, даже уничтожает полотна...

Работа над «Стогами» прерывается из-за дела «Олимпии». В 1889 году Моне проникся мыслью выкупить эту картину у вдовы Мане, чтобы подарить ее Лувру. Он объявляет сбор денег, который первым поддерживает доктор Беллио, влюбленный в импрессионизм. В течение нескольких месяцев Моне посвящает все свое время и энергию пропаганде дела «Олимпии»; он считает это своим долгом по отношению к памяти Мане. Было собрано двести тысяч франков, и в ноябре 1890 года «Олимпия» была подарена Люксембургскому музею. В Лувре картина появилась только в 1907 году.

Стога

Впечатления Оранжевые и Голубые; Стог

1891; 73х92 см
Частные собрания

У погруженного в это дело Моне почти не оставалось времени на живопись. Кроме того, лето 1890 года было пасмурным и дождливым. Начатые «Стога» заканчивались уже в мастерской. Моне добавляет по памяти оранжевые, голубые и фиолетово-розовые тона.

На выставке у Дюран-Рюэля пятнадцать картин этой серии вызывают всеобщее восхищение, несмотря на высокую цену (4000-6000 франков за полотно). Особым успехом пользуются полотна, написанные на закате солнца.

Великие художники, часть 2   11/09/2012 filoli.ru

Творчество Моне

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...где кто пляшет?

В разных странах по-разному называют «Собачий вальс». В Германии — «блошиный вальс». В Болгарии — «кошачий марш», а в Финляндии — «кошачья полька». В Венгрии — «ослиный марш», а вот во Франции — почему-то «отбивная котлета».