Творчество Рубенса

Ноябрь 26, 2012
В течение жизни Рубенс неустанно стремился постичь все тайны профессии художника. Он был одаренным рисовальщиком, наделенным могучей фантазией сочинителем композиций, гениальным колористом, мастерски использовал светотень для моделировки объемов и форм. Пожалуй, в живописи не осталось ничего, что оказалось бы неподвластно ее признанному королю.
рубенс

Автопортрет с Изабеллой Брандт

1609-1610; 178х73136,5 см
Старая пинакотека, Мюнхен
* * *
Эта картина была написана Рубенсом
по случаю его бракосочетания
с Изабеллой Брандт

Нельзя сказать, что Рубенсу чрезвычайно повезло со временем рождения. Художественный контекст эпохи, в которую ему довелось жить, можно смело назвать убогим, поскольку он таковым и является. С момента смерти Питера Брейгеля Старшего в 1569 году в этом регионе так и не появилось ни одного мастера, который смог хотя бы сравниться с этим великим художником.

Вот почему главной проблемой для начинающих живописцев того времени было найти учителя, способного не только поделиться собственными знаниями и умениями, но и дать молодым талантам мощный импульс для дальнейшего самосовершенствования.

Учителя Рубенса

За весь период своего ученичества Рубенс побывает в стенах трех мастерских. У Тобиаса Верхахта он осваивал самые азы профессии, у Адама ван Ноорта, пользовавшегося гораздо большим авторитетом среди коллег, он приобретает навыки создания многофигурных композиций. Именно ван Ноорт пытается в силу своих возможностей продолжить традицию фламандской живописи, с которой связаны такие имена, как ван Эйк (ок. 1390-1441), ван дер Вейден (ок. 1400-1464), и др.

Может быть, Рубенс и остался бы в мастерской ван Ноорта подольше, но, по его же собственному признанию, учитель был «насколько действительно оригинальным художником, настолько и своенравным человеком, обходившимся со своими учениками слишком грубо». Так после четырех лет обучения у ван Ноорта Рубенс оказывается в мастерской Отто ван Веена (Вениуса).

Это был человек высокообразованный, обладавший превосходным вкусом и изысканными манерами, не позволявший себе грубости и бесцеремонности по отношению к ученикам. Вениус является одним из членов элитарной группы так называемых «романцев» — художников, когда-то учившихся в Италии и с тех пор с гордостью несущих символический факел гуманистических идеалов эпохи Ренессанса.

Исследователи отмечают, что работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. Тем не менее, этот художник оказал серьезное влияние на эстетическое образование Рубенса, привив ему интерес к интеллектуальным аспектам их общей профессии.

Эжен Фромантен, рассказывая об учителях Рубенса, писал:

«Нет ничего более противоположного, чем контраст, представляемый ван Ноортом и Вениусом, этими столь неодинаковыми по характеру и, следовательно, столь различными по оказываемому ими влиянию индивидуальностями.

Нет ничего более причудливого, чем судьба, призвавшая их, одного за другим, к разрешению столь ответственной задачи, как воспитание гения. Заметьте, что противоположности их характеров вполне отвечали тем контрастам, которые сочетались в сложной натуре ученика, столь же осторожной, сколь и дерзновенной.

В отдельности они представляли собой противоречивые, непоследовательные элементы его характера, вместе они как бы воспроизводили всего Рубенса со всей совокупностью заложенных в нем возможностей, с его гармонией, равновесием и единством, но только без его гения».

И как итог: «Без этих наставников вряд ли и Рубенс был таким, каким мы его видим».

Второе рождение Рубенса

В возрасте 23 лет Рубенс прибывает в Италию, которая уже в течение нескольких лет является землей обетованной всего европейского искусства. С одной стороны мастер хотел увидеть воочию страну великого античного и современного искусства, памятники Древнего Рима и произведения гениев итальянского Возрождения — Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. С другой же, Италия была тесно связана в сознании Рубенса с античной мифологией и произведениями древнеримских поэтов, философов и историков. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс.

Сверкающая, богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе (1528-1588), могучие, полные динамизма и необычных ракурсов композиции Тинторетто (1518-1594) и особенно универсальный живописный дар Тициана (ок. 1488-1576) — все это оставит самый глубокий след в его творчестве.

В Мантуе Рубенс восхищается интерьером Камеры дельи Спози, оформление которого принесло в свое время европейскую славу Андреа Мантенье (ок. 1430-1506), а во Флоренции копирует картины и рисунки Леонардо да Винчи и изучает скульптуры работы Микеланджело. В Риме Рубенс все свое время посвящает изучению памятников античного искусства и в одном из своих писем отмечает: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытаюсь следовать, но сравниться с которым я не смею и помыслить».

Из актуальных веяний, формировавших направление развития итальянского искусства в то время, по-видимому, самым значительным являлось творчество Караваджо, который находился в зените своей славы как раз в тот период, когда Рубенс впервые приехал в Рим. Караваджо был всего на четыре года старше Рубенса, но его картины произвели на фламандца огромное впечатление, он даже сделал с них несколько копий.

Но если Рубенс преклонялся перед реализмом Караваджо, который выходил далеко за рамки того, что пытались позволить себе художники его времени, то технику итальянца он считал для себя неприемлемой — в отличие от техники болонского мастера Аннибале Карраччи, который тогда же работал в Риме над оформлением дворца Фарнезе. Карраччи изобрел метод быстрого исполнения набросков мелом, который Рубенс тут же у него перенял.

Стилистика Карраччи существенно отличалась от манеры Караваджо. Он проповедовал классические концепции, а его композиция отличалась скульптурным величием с разнообразным отражением традиционных элементов. Такое самовыражение Рубенс считал наиболее созвучным собственному творческому подходу.

Рубенс — художник барокко?

В течение долгого времени Рубенса считали типичным представителем стиля барокко. Но сегодня искусствоведы стараются избегать подобного определения. Искусство Рубенса отличается живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете их тяжеловесной красоты, и все это, в общем, было свойственно эстетике барокко.

Но самые характерные черты этого стиля, а именно условность и внешняя, иногда ложная, экзальтация, отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Картины художника, написанные им сразу же по возвращении с Апеннинского полуострова в Антверпен, отмечены сильным влиянием итальянской живописи — и в особенности, творчества Тициана. Но постепенно в живописи Рубенса начинает пробиваться его индивидуальный стиль. Наследуя богатые традиции итальянского искусства, художник пропускает их сквозь призму собственного понимания живописи, и тут, возвращаясь к началу этой главы, необходимо признать: явление Рубенса в искусстве было весьма своевременным!

Неужели великие недостаточно поработали для него? И не для него ли Рафаэль приготовил свои изысканные композиционные решения, Микеланджело — атлетизм фигур, Тициан — динамику и размах, Веронезе — цвет, Караваджо — свет, Тинторетто — жест? Конечно, многие современники великого фламандца использовали некоторые достижения итальянских мастеров, но чтобы гениально сочетать в своем творчестве все без исключения, следовало быть именно Рубенсом!

Великие художники, часть 63   26/11/2012 filoli.ru

(1577-1640) Рубенс

Картины Рубенса, описание

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...уродство красоты?

У народа апатани, проживающего в Индии, до 1970-х годов сохранялась традиция вставлять в нос женщинам деревянную пробку. Их намеренно уродовали таким образом, чтобы защитить женщин от похищений мужчинами других племён.