Автопортреты — 1886-1890 Ван Гог - картины
Автопортрет в серой шляпе
1887; 44х37,5 смМузей Ван Гога, Амстердам
По поводу автопортретов Ван Гога выдвинуто много версий. Поговаривали, что склонность к абсенту делала его несносным, поэтому никто не хотел ему позировать и художнику приходилось рисовать самого себя.
По другой версии, написание собственных портретов было поиском, многократно повторявшейся попыткой понять самого себя.
«Автопортрет в серой шляпе» и «Автопортрет с трубкой» были написаны в Париже в 1886 году в охристо-стальной гамме. Они носят следы «голландского» периода. «Автопортрет в серой шляпе» 1887 года отмечен влиянием дивизионизма Поля Синьяка и Жоржа Сера.
Автопортрет,
посвященный Гогену
Художественный музей Фогга
Кембридж, Массачусетс
Приезд в Арль обозначил разрыв с импрессионизмом. «Автопортрет, посвященный Гогену» — впалые щеки, коротко остриженные волосы, потерянный взгляд — и «Автопортрет с мольбертом» — неподвижный стеклянный взгляд. Оба полотна отражают страх перед бездной, на грани которой балансировал Ван Гог. Внимательно, с соблюдением хронологической последовательности рассматривая автопортреты Ван Гога, мы видим эволюцию состояния духа художника: от спокойной уверенности в себе до крайнего разочарования в жизни...
Автопортрет
с отрезанным ухом и трубкой
Частное собрание
«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» появился в учреждении для душевнобольных. Он изображает человека, изнуренного болезнью, сломленного и предчувствующего следующий припадок. В глазах застыл немой вопрос: «Зачем?» Иногда его называют портретом покаяния.
То же самое лицо мы обнаруживаем в появившемся в 1889 году «Художнике без мольберта». Ван Гог, корректируя эффект отображения в зеркале, который делал бы его левшой, доказывает, что он мастер художественной техники.
Автопортрет
1889; 65х54,5 смМузей д'Орсэ, Париж
Автопортретов Ван Гога существует много, но фотография сохранилась только одна. На снимке, сделанном на берегу Сены, в Аньере (1887), он стоит спиной, сбоку от Эмиля Бернара. Мы располагаем также портретами Ван Гога, написанными Тулуз-Лотреком и Писсаро (последний изобразил Ван Гога спорящим с известным критиком Феликсом Фенеоном). Однако самым известным остается «Винсент, рисующий подсолнухи» кисти Гогена. Картина была создана в Арле. Ночью, осматривая этот портрет, Ван Гог сказал: «Это, конечно, я. Но я, потерявший рассудок...»