Подсолнухи — 1887-1888 Ван Гог
Подсолнухи
1888; 91х71 смНойе Пинакотек, Мюнхен
В мае 1888 года Винсент Ван Гог арендовал небольшой домик (изображенный на картине «Желтый дом») на площади Ламартин в Арле. Он мечтает об основании в Провансе своего рода «коммуны» близких по духу и мировоззрению художников. «На самом деле я хочу создать дом изобразительного искусства, в котором все, от кресла до картины, имело бы свой стиль».
Винсент собирался разместить на стенах картины друзей (Гогена, Бернара...), собственные картины и модные в то время японские миниатюры. Он планировал украсить «Мастерскую Юга» серией декоративных картин. Планировал написать «Звездную ночь», «Сад поэта» и «Подсолнухи».
В начале августа он писал Эмилю Бернару: «Думаю об украшении стен полдюжиной картин, изображающих подсолнухи. Чистые или тонированные цвета будут распрыскиваться на фоне разнообразной голубизны от наибледнейшего веронеза до королевской лазури, в обрамлении узких реек, окрашенных в оранжевые тона». В письме к брату Тео он говорил: «Надеюсь, что поселюсь с Гогеном в нашей мастерской. Хочу ее украсить. Только большие подсолнухи!»
Две картины, изображающие подсолнухи, были написаны Ван Гогом в августе 1888 года. На одной картине изображено 14 цветов, а на другой — 12. Формат полотен этих картин 73х93 см, что нетипично, и отличается от официальной нормы, которая предусматривает для пейзажа размер 92х65 см. Эти картины Ван Гог повесил в комнате, которую готовил для Гогена. Сейчас одна картина находится в Филадельфии, другая — в Лондоне.
Желтые и оранжевые цвета доминируют во всей серии из десяти картин. Этим изобилием солнца, характерным для провинциального лета, был увлечен Ван Гог. Во всех картинах арлезийского периода мы находим этот захвативший его желтый цвет. Два других полотна, изображающих подсолнухи — «Маленькие картинки солнца» — появились в Париже в конце 1887 года.
Подсолнухи
1887; 21х57 смМузей Метрополитен, Нью-Йорк
Техническое замечание
В «Подсолнухах» мало смешанных цветов. Краски девственно чисты, как будто выдавлены прямо из тюбика и наложены длинными мазками кисти.
Ван Гог раскрывается здесь исключительно с помощью цвета. Это уже не тот художник, который в парижском периоде применял дивизионистскую технику (короткие и выразительные мазки кисти «Автопортрет в серой шляпе»). Это и не Ван Гог начала арлезийского периода, когда он старался отобразить вид поверхности воды около моста Ланглуа. В «Подсолнухах» букет цветущих и увядающих цветов получен сразу при помощи движения и цвета, подчеркнутого небольшими фрагментами зелени и лазури. Выпуклость вазе придает неровная коричневая линия, под ней — подпись художника.
Ван Гог подписывал свои картины одним именем: Винсент.