Комната художника в Арле — 1888 Ван Гог - картины
Комната художника в Арле
1888; 56,5х74 смМузей д'Орсэ, Париж
В мае 1888 года Ван Гог оставляет комнату, которую арендовал у ресторана «Каррель» и переезжает в дом с мастерской на площади Ламартин. «Снаружи дом покрашен в желтый цвет, внутри он белый, и все это освещено солнцем». Как ему кажется, пришло время реализовывать план «Мастерской Юга». Сейчас или никогда! Он рассчитывает на Гогена, которому пишет: «Я непрерывно мечтаю об этом начинании, о создании мастерской, в которой было бы два постоянных жителя, Вы и я, но одновременно она была бы убежищем для друзей в тяжкие для них минуты».
После написания этого особняка (известный «Желтый дом») очередное полотно Ван Гог посвятит занимаемой им комнате. Вот как он описывает ее в письме к брату: «паркетный пол, красное одеяло... светло-фиолетовые стены... дверь лилового цвета... и зеленые окна... Кровать и кресла в цвете свежего масла, оранжевый туалетный столик, миска голубого цвета».
В октябре 1889 года, в клинике для душевнобольных, появляется несколько копий этой картины и несколько других полотен («Оливковая роща», «Пшеничное поле с жнецом на солнце»), предназначенные для проживающей в Голландии сестры Вильгельмины. В письме Ван Гог упоминает пересылку, которую организует Тео, и пишет: «Наверное, интерьер покажется тебе ужасным: пустая спальня с деревянной кроватью и двумя креслами. Однако я дважды рисовал ее в большом формате».
Пустое кресло и трубка
1888; 93,5х73,5 смНациональная галерея, Лондон
И добавляет: «Написание чего-нибудь обычного, когда имеет место яркое расположение цветов, является непростой задачей. Как я полагаю, однако, это может быть явным доказательством того, что удается сберечь простоту, используя другие краски, в отличие от серой, белой, черной и бронзовой». В этом же письме присутствует и следующая мысль: « Японцы живут в очень простых домах, а какие же великие художники жили в этой стране!» Как мы видим, обращение к эстетике Японии продолжается до конца жизни Винсента.
На этом полотне привлекают внимание пустые кресла. Очевидны параллели с двумя другими картинами: «Пустое кресло и трубка» и «Кресло Гогена». Мотив пустого, оставленного кресла давно присутствовал в сознании Ван Гога. В 1877 году, когда ему было 25 лет и он жил в Амстердаме, его навестил отец. Ван Гог записал: «После того как я провел отца к поезду, я вернулся в свою комнату — и вид кресла, на котором отец сидел минутой раньше, довел меня до того, что я огорчился, как ребенок».
В подобном состоянии души он писал «Кресло Гогена» после его поспешного отъезда в Арль. А когда Винсент будет уезжать сам, он станет усердно разыскивать кресло, в котором ему позировал почтальон Рулен.