Сикстинская капелла — 1508-1512 Микеланджело

Сикстинская капелла
Как известно, первоначально свод капеллы представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, а в 1508 году папа Юлий II специально вызвал в Рим Микеланджело для росписи этого огромного пространства. Художник работал над фресками капеллы в течение почти пяти лет.
В фигурах семи пророков и пяти сивилл, которые размещены в двенадцати прямоугольниках, обрамляющих по периметру центральное пространство свода, в полной мере проявилась тяга Микеланджело к монументализму.
Существуют свидетельства современников Микеланджело о том, что художник вначале без энтузиазма отнесся к идее оформления фресками свода Сикстинской капеллы и согласился на эту работу только при условии, что он будет волен вносить коррективы в предписанный ему план росписи. В итоге этот план был настолько изменен Микеланджело, что его современники справедливо признали художника единственным автором теологической программы росписи свода Сикстинской капеллы, что не имело прецедентов в истории живописи.

Сикстинская капелла
Общий вид фресок
Площадь свода Сикстинской капеллы, вместе с прилегающими к нему люнетами, составляет около шестисот квадратных метров! Чтобы фрески, размещенные на высоте десяти метров, были хорошо видны снизу, Микеланджело вынужден был создавать фигуры поистине нечеловеческих размеров, с пропорциями на грани деформации, и использовать при этом яркие, блестящие краски (со временем они стали матовыми, однако после реконструкции капеллы в 1990 году блеск красок и насыщенность колорита отчасти удалось восстановить).
Столкнувшись со множеством технических трудностей, Микеланджело обращается за помощью к своим давним приятелям, также ученикам мастерской Гирландайо, — Франческо Граначчи и Джулиано Буджардини. Вазари сообщает, что в то время опыт флорентийских художников в плафонной живописи был гораздо меньшим, нежели в живописи настенной, а ведь «художник, работающий над фреской, за день должен выполнить ту работу, которую скульптор делает на протяжении месяца», поскольку фреска, написанная в несколько приемов, выглядит неаккуратно: все поправки, добавленные чуть позже или нанесенные на уже сухую штукатурку, обязательно проявятся некрасивыми пятнами...
Центральная часть пространства свода покрыта фресками, изображающими девять библейских сцен из Ветхого Завета, среди которых «Отделение Света от Тьмы», «Сотворение Евы», «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Всемирный потоп» и другие.
Каждую из этих сцен обрамляют изображения нагих юношеских фигур ignudi (итал.: обнаженные) и крылатых мальчиков — путти, являющихся своеобразным воплощением красоты, юности и данью искусству античности. Каждая мышца, каждый сустав этих тщательно выписанных тел весьма выразительны.
Французский художник Делакруа заметит по этому поводу: «Создается впечатление, что, рисуя руку или ногу, он думает исключительно об этой руке или ноге. Надо признать, что некоторые фрагменты, написанные в этой манере, захватывающи сами по себе. В этом — его большая заслуга: величие и мощь таятся даже в отдельно взятых частях человеческого тела».
Видео: Сикстинская капелла Микеланджело
Микеланджело (1475-1564)
- Микеланджело (титульная страница)
- Микеланджело и его творчество
- Где можно увидеть работы Микеланджело
Творчество Микеланджело
Поделиться ссылкой в социальных сетях