Святое семейство — 1504 (Мадонна Дони) Микеланджело

Святое семейство
1504; диаметр 120 см; дерево, темпераГалерея Уффици, Флоренция
К 1504 году, то есть к моменту создания картины «Святое семейство», Микеланджело был уже широко известен как талантливый скульптор — благодаря таким чудесным произведениям как «Пьета» и «Давид».
И все же мастеру хотелось попробовать себя в живописи и реализовать на практике все те знания и умения, которые он получил во время обучения в мастерской братьев Гирландайо.
Именно поэтому картина «Святое семейство» представляет интерес для исследователей живописного наследия Микеланджело: это его единственная работа, выполненная на дереве, поскольку, за исключением римских фресок, большую часть своей творческой жизни мастер посвятил скульптуре. Картину «Святое семейство» отличает сложнейшая композиция, оригинальный колорит и монументализм в представлении фигур.
Картину часто называют «Тондо Дони», так как она имеет круглую форму (итал.: tondo), а также «Мадонна Дони», поскольку писалось по заказу известного купца и мецената, представителя древнейшей флорентийской фамилии, Аньоло Дони, который настоятельно рекомендовал Микеланджело приурочить окончание работы к дате своего бракосочетания с Маддаленой Строцци.
С точки зрения пластического воплощения, фигуры Марии, Иосифа и младенца Христа совершенно уникальны: они как будто вылеплены руками скульптора (что, в общем, неудивительно, если учитывать художественные предпочтения Микеланджело) и представляют исключительную ценность как по отдельности, так и в составе группы, которую специалисты называют «винтообразной».
Расположенные на втором плане картины обнаженные фигуры демонстрируют мастерство художника в использовании для передачи рельефной мускулатуры. Разместив их в едином композиционном пространстве со Святым Семейством, Микеланджело в определенном смысле рисковал: этот прием противоречил законам традиционной иконографии и придавал возвышенной сцене несколько фривольный характер.

Пьета
1499; высота 174 см; мраморСобор святого Петра, Ватикан
Однако, вопреки ожиданиям, современники расценили подобную вольность всего лишь как свидетельство приверженности автора картины принципам античного искусства, что, в целом, считалось вполне приемлемым в эпоху Ренессанса.
«Пьета», которая возникла пятью годами раньше, также отличается от традиционной схемы изображения Богоматери, которая оплакивает умершего Иисуса.
Французский кардинал Жан Билер де Лагрола заказал эту скульптурную композицию в 1497 году, в период первого пребывания Микеланджело в Риме. В то время художнику было 23 года.
Спустя два года «Пьета» была закончена и фактически сразу же признана настоящим шедевром и принесла Микеланджело славу лучшего итальянского скульптора.
Микеланджело (1475-1564)
- Микеланджело (титульная страница)
- Микеланджело и его творчество
- Где можно увидеть работы Микеланджело
Творчество Микеланджело
Поделиться ссылкой в социальных сетях