Святое семейство — 1504 (Мадонна Дони) Микеланджело

„Скажи, Господи, является ли мне красота, которую я вижу, твоею милостью, или же я ношу ее в себе? Куда бы я ни глянул — везде эта красота” Микеланджело
Святое семейство

Святое семейство

1504; диаметр 120 см; дерево, темпера
Галерея Уффици, Флоренция

К 1504 году, то есть к моменту создания картины «Святое семейство», Микеланджело был уже широко известен как талантливый скульптор — благодаря таким чудесным произведениям как «Пьета» и «Давид».

И все же мастеру хотелось попробовать себя в живописи и реализовать на практике все те знания и умения, которые он получил во время обучения в мастерской братьев Гирландайо.

Именно поэтому картина «Святое семейство» представляет интерес для исследователей живописного наследия Микеланджело: это его единственная работа, выполненная на дереве, поскольку, за исключением римских фресок, большую часть своей творческой жизни мастер посвятил скульптуре. Картину «Святое семейство» отличает сложнейшая композиция, оригинальный колорит и монументализм в представлении фигур.

Картину часто называют «Тондо Дони», так как она имеет круглую форму (итал.: tondo), а также «Мадонна Дони», поскольку писалось по заказу известного купца и мецената, представителя древнейшей флорентийской фамилии, Аньоло Дони, который настоятельно рекомендовал Микеланджело приурочить окончание работы к дате своего бракосочетания с Маддаленой Строцци.

С точки зрения пластического воплощения, фигуры Марии, Иосифа и младенца Христа совершенно уникальны: они как будто вылеплены руками скульптора (что, в общем, неудивительно, если учитывать художественные предпочтения Микеланджело) и представляют исключительную ценность как по отдельности, так и в составе группы, которую специалисты называют «винтообразной».

Расположенные на втором плане картины обнаженные фигуры демонстрируют мастерство художника в использовании для передачи рельефной мускулатуры. Разместив их в едином композиционном пространстве со Святым Семейством, Микеланджело в определенном смысле рисковал: этот прием противоречил законам традиционной иконографии и придавал возвышенной сцене несколько фривольный характер.

пьета

Пьета

1499; высота 174 см; мрамор
Собор святого Петра, Ватикан

Однако, вопреки ожиданиям, современники расценили подобную вольность всего лишь как свидетельство приверженности автора картины принципам античного искусства, что, в целом, считалось вполне приемлемым в эпоху Ренессанса.

«Пьета», которая возникла пятью годами раньше, также отличается от традиционной схемы изображения Богоматери, которая оплакивает умершего Иисуса.

Французский кардинал Жан Билер де Лагрола заказал эту скульптурную композицию в 1497 году, в период первого пребывания Микеланджело в Риме. В то время художнику было 23 года.

Спустя два года «Пьета» была закончена и фактически сразу же признана настоящим шедевром и принесла Микеланджело славу лучшего итальянского скульптора.

Великие художники, часть 36   19/12/2013 filoli.ru

Творчество Микеланджело

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...откуда мансарды?

Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.