Бобовая похлебка — ок. 1583 Карраччи

Март 26, 2012
Одним из первых живописных опытов молодого Аннибале Карраччи стали жанровые картины, представляющие самые обычные сцены из повседневной жизни. Яркими примерами таких работ могут служить представленные здесь «Бобовая похлебка» и «Смеющийся юноша».
Творчество Карраччи

Бобовая похлебка

ок. 1583;
Галерея Колонна, Рим

Сегодня в разных музеях мира хранятся исполненные с натуры углем или сангиной рисунки мастера, на которых он увековечил образы своих современников — простых людей за работой, среди которых встречаются и мясники, и трубочисты, и могильщики... Эти, в высшей степени реалистичные, произведения явились своеобразным вызовом мастера условности и украшательству, свойственных маньеризму — доминирующему в то время в Болонье живописному направлению. Аннибале Карраччи, по его собственному признанию, стремился «посредством жанровых сцен возобновить утраченный контакт живописи с окружающей действительностью».

Творчество Карраччи

Смеющийся юноша

Галерея Боргезе, Рим

Справедливости ради стоит отметить, что маньеристы отнюдь не пренебрегали жанровыми сценами, однако в их исполнении картины подобного рода выглядели весьма оригинально: чаще всего художники либо «занижали» статус персонажа, изображая и его самого, и окружение, в котором он находился, скучными и прозаичными до убогости, либо карикатурно искажали черты, стремясь добиться комического эффекта.

Карраччи же пытается придерживаться принципа жизненной правды и максимальной точности в отображении действительности. Он мастерски балансирует на грани реализма и натурализма, не бросаясь в крайности, обнаруживая тонкий вкус и чувство меры...

Творчество Карраччи

Поругание Христа

Национальная Пинакотека
Болонья

«Бобовая похлебка» и «Смеющийся юноша» — это образцы той самой «золотой середины» между изысканностью и вульгарностью. Тем не менее, современники Карраччи, привыкшие к абстрактной риторике в живописи, были поражены откровенностью «Бобовой похлебки», или, иными словами, вторжением прозы жизни в святая святых — высокое искусство...

Если реализм в жанровой живописи, мягко говоря, не приветствовался, то что уж говорить о живописи религиозной! Карраччи вопреки иконографическим канонам, не идеализирует лик поруганного Христа, а наделяет его мимикой, более соответствующей образу терпящего жестокие пытки человека. Человека, а не Сына Божьего. Вот почему в болонских художественных кругах картина «Поругание Христа» подверглась жесткой критике.

Великие художники, часть 73   26/03/2012 filoli.ru

Творчество Карраччи

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...уродство красоты?

У народа апатани, проживающего в Индии, до 1970-х годов сохранялась традиция вставлять в нос женщинам деревянную пробку. Их намеренно уродовали таким образом, чтобы защитить женщин от похищений мужчинами других племён.