Бобовая похлебка — ок. 1583 Карраччи
Бобовая похлебка
ок. 1583;Галерея Колонна, Рим
Сегодня в разных музеях мира хранятся исполненные с натуры углем или сангиной рисунки мастера, на которых он увековечил образы своих современников — простых людей за работой, среди которых встречаются и мясники, и трубочисты, и могильщики... Эти, в высшей степени реалистичные, произведения явились своеобразным вызовом мастера условности и украшательству, свойственных маньеризму — доминирующему в то время в Болонье живописному направлению. Аннибале Карраччи, по его собственному признанию, стремился «посредством жанровых сцен возобновить утраченный контакт живописи с окружающей действительностью».
Смеющийся юноша
Галерея Боргезе, РимСправедливости ради стоит отметить, что маньеристы отнюдь не пренебрегали жанровыми сценами, однако в их исполнении картины подобного рода выглядели весьма оригинально: чаще всего художники либо «занижали» статус персонажа, изображая и его самого, и окружение, в котором он находился, скучными и прозаичными до убогости, либо карикатурно искажали черты, стремясь добиться комического эффекта.
Карраччи же пытается придерживаться принципа жизненной правды и максимальной точности в отображении действительности. Он мастерски балансирует на грани реализма и натурализма, не бросаясь в крайности, обнаруживая тонкий вкус и чувство меры...
Поругание Христа
Национальная ПинакотекаБолонья
«Бобовая похлебка» и «Смеющийся юноша» — это образцы той самой «золотой середины» между изысканностью и вульгарностью. Тем не менее, современники Карраччи, привыкшие к абстрактной риторике в живописи, были поражены откровенностью «Бобовой похлебки», или, иными словами, вторжением прозы жизни в святая святых — высокое искусство...
Если реализм в жанровой живописи, мягко говоря, не приветствовался, то что уж говорить о живописи религиозной! Карраччи вопреки иконографическим канонам, не идеализирует лик поруганного Христа, а наделяет его мимикой, более соответствующей образу терпящего жестокие пытки человека. Человека, а не Сына Божьего. Вот почему в болонских художественных кругах картина «Поругание Христа» подверглась жесткой критике.
(1560—1609) Аннибале Карраччи
- Аннибале Карраччи (титульная страница)
- Биография Аннибале Карраччи
- Жизнь Аннибале Карраччи в датах