Воскресение Христа — 1593 Карраччи
Воскресение Христа
1593; 217х160 смЛувр, Париж
Картины «Воскресение Христа» и «Подаяние святого Роха» были написаны в конце болонского периода творчества Карраччи. «Воскресение» предназначалось для капеллы дворца Люкини в Болонье, а вторую работу художник передал братству святого Роха незадолго до своего отъезда в Рим. Обе картины являются ярким свидетельством стилистического синтеза, к которому, в конце концов, привели живописца его долгие творческие поиски и художественные эксперименты.
Карраччи всегда был уверен в том, что выработать стиль, объединяющий в себе наиболее ценные черты искусства мастеров прошлого — всего лишь дело времени. И это время пришло. Представленные здесь картины свидетельствуют о бесконечном восхищении болонским мастером живописью венецианцев и Корреджо. Кроме того, в них явно нетрудно обнаружить черты позднего стиля Рафаэля, который Аннибале мог изучать по многочисленным живописным копиям и гравюрам. «Синтез Карраччи» означает стиль, объединяющий тенденции перехода к барокко с принципами искусства Высокого Возрождения. Однако речь идет вовсе не об искусственном компромиссе между барочной вычурностью и классической умеренностью. Каррачи идет намного дальше и достигает именно синтеза — гармонического соединения различных элементов в единой системе.
«Воскресение Христа» является работой, типичной для искусства в преддверии эпохи барокко. На это указывают как экспрессивность поз и жестов персонажей, так и мощный композиционный динамизм, в основе которого лежит тщательно продуманная игра диагоналей. С другой стороны, вполне можно утверждать, что эта симметричная, уравновешенная и предельно ясная композиция выполнена в строгом соответствии с классической традицией
В картине «Подаяние святого Роха» мы находим все тот же «динамичный синтез», о котором говорит Фридберг. Нагромождение фигур и театральность поз персонажей — родом из барокко, а точно выстроенная композиция имеет классические корни. Фридберг тонко подметил, что «все жесты и действия персонажей устремлены к одной точке (руке святого) — так железная стружка притягивается магнитом. «Дающая» рука святого Роха действительно является не только оптическим, но и смысловым центром картины ».
(1560—1609) Аннибале Карраччи
- Аннибале Карраччи (титульная страница)
- Биография Аннибале Карраччи
- Жизнь Аннибале Карраччи в датах