Пьета —1585 Карраччи

Март 29, 2012
Творчество Карраччи

Пьета

ок. 1583;
Галерея Колонна, Рим

Для профессионального становления Карраччи огромное значение имели две поездки: в 1585 году — в Парму и в 1587-м — в Венецию. По возвращении из первого путешествия художник написал «Пьету», а двумя годами позже, после посещения Наисветлейшей — «Мадонну святого Матфея».

Первая из этих картин была обязана своим появлением влиянию творчества Корреджо, вторая была создана под впечатлением от великолепных, наполненных светом и светом, творений гениальных венецианцев — в частности, Тициана и Паоло Веронезе.

Изучение особенностей стилистики Корреджо и принципов венецианской живописи помогло Карраччи освободиться от навязчивых тенденций болонского маньеризма. Вот что пишет по этому поводу в 1993 году искусствовед Сидни Фридберг: «Если следы влияния этого доминирующего в искусстве Болоньи направления еще как-то проявляются в «Пьете» (например, в фигуре ангела, сидящего на облаке и поддерживающего крест), то стиль «Мадонны святого Матфея» уже не имеет ничего общего с маньеристической концепцией. Похоже, Карраччи избрал для себя иной путь в искусстве...»

Что же касается элементов, заимствованных Карраччи непосредственно у Корреджо, то это, прежде всего, фигуры ангелов, изображенные в верхней части композиции. А изображение мертвого Христа, потерявшей сознание Богоматери и Марии Магдалины со сцепленными побелевшими пальцами сближает «Пьету» Карраччи с находящейся сегодня в Парме одноименной картиной Корреджо.

В «Мадонне святого Матфея» влияние венецианцев проявляется, главным образом, в интенсивности, глубине и теплоте цветовой гаммы, а также в искусном моделировании объемов с одновременным упрощением форм и складок ткани.

Техническое замечание

Тщательный анализ картины «Пьета» показывает, что заимствования у Корреджо не ограничиваются отдельными иконографическими элементами. Карраччи наследует также его технику, прилежно повторяя сам способ письма. Фридберг отмечает, что Карраччи (вслед за Корреджо) «избирает прием сфумато — смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Особенно это заметно в верхней части композиции, где контуры смягчены, а движения кисти, создающие эффект текучести, подчеркивают воздушную мягкость облаков».

Великие художники, часть 73   29/03/2012 filoli.ru

Творчество Карраччи

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...о такой глубине?

В самой глубокой точке мирового океана (Марианская впадина или Марианский желоб, 11,034 м) железному шарику, брошенному в воду, потребуется больше часа, чтобы достигнуть океанского дна. Эта «пропасть» — любимая тема фантастов.