Мона Лиза — 1503-1506 Леонардо да Винчи

Мона Лиза («Джоконда»)
1503-1506; 77х53 см; дерево, маслоЛувр, Париж
Эта картина окутана тайной, и каждый раз, глядя на нее, мы испытываем удивительное чувство открытия чего-то нового, не изведанного ранее — подобно тому, как мы заново открываем для себя хорошо знакомый с лета пейзаж, увидев его однажды осенью погруженным в таинственную туманную дымку…
В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины — «Джоконда».
Типичное для живописной манеры Леонардо да Винчи «сфумато» здесь подчеркивает таинственную силу природы, которую человек может только видеть, но постичь разумом не способен.
Этот конфликт между зримым и сущим порождает смутное ощущение беспокойства, усиливающееся беспомощностью перед природой и временем: человек не знает, куда ему идти, ибо его жизнь — как та извилистая дорога из мрачного пейзажа за спиной у Джоконды — выходит из ниоткуда и устремляется в никуда…
Леонардо волнует вопрос о месте человека в этом мире, и, похоже, один из возможных ответов он выражает в улыбке несравненной Моны Лизы: эта ироничная улыбка является знаком полного осознания кратковременности человеческого существования на земле и покорность Вечному порядку природы. В этом — мудрость Джоконды.
Как отмечал немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), «Джоконда» «снимает напряжение между личностью и природой, а также стирает грани между жизнью и смертью».
Написанная в Италии, «Джоконда» навсегда осталась во Франции — наверное, в качестве своеобразного бонуса за проявленное по отношению к ее автору гостеприимство.
Техническое замечание
После того, как доска была загрунтована в несколько слоев, Леонардо наметил общую композицию, прописал фон, после чего тщательно, слой за слоем, «сконструировал» лицо.
Такой живописный прием более известен под названием лессировка. Лессировкой называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придания последним желаемого оттенка, а также для смягчения тональных переходов. Эта методика позволяла художнику достичь ощущения теплоты человеческого тела.
Сколько картин сохранило образ божественной красоты, тогда как время или смерть за короткий срок разрушило его природный образец, и более достойным оказалось произведение художника, чем природы, его наставницы!Леонардо да Винчи
Видео: Леонардо Да Винчи. Мона Лиза
(1452-1519) Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи картины

Поделиться ссылкой в социальных сетях