Поклонение волхвов — 1481-1482 Леонардо да Винчи

Ноябрь 17, 2012
„Он писал с таким удовольствием и так хорошо, что у него выходили в высшей степени совершенные работы, в чем никто так и не смог его превзойти” Вазари
Леонардо да Винчи: Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

1481-1482; 246х243 см;
подмалевок умброй на загрунтованной доске
Галерея Уфицци, Флоренция
Леонардо да Винчи не закончил картину «Поклонение волхвов», однако даже в том виде, в котором он ее оставил, то есть на этапе подмалевка, — это произведение достойно называться шедевром живописи.

Именно здесь мастер в полный голос заявил о зрелости своего стиля, которая проявилась в совершенстве композиции и экспрессивности представленных персонажей. Евангельский сюжет о поклонении волхвов только что родившемуся Иисусу весьма популярен среди художников кватроченто, поскольку его многочисленные интерпретации дают определенную свободу как в плане композиционного построения картины, так и в представлении главных героев.

Кроме того, символическая многозначность сцены предоставляла художникам возможность свободного выбора именно тех смысловых акцентов, которые казались им наиболее значимыми: это и откровение родившегося Христа, и тихая радость Богоматери, и благоговение перед Иисусом трех старцев (иногда они предстают в облике трех царей)...

Между тем, Леонардо не желает ограничивать себя конкретным выбором и стремится воплотить в своем «Поклонении...» все разнообразие сюжетных коллизий этого эпизода из Евангелия. Подобное решение вызвано стремлением заполнить картинное пространство множеством персонажей и каждого из них наделить индивидуальными чертами, запечатлев на их лицах целую гамму человеческих чувств. В результате получилась галерея исключительно выразительных портретов.

Сам Леонардо признавался, что достичь этого ему удалось лишь после выработки нескольких ключевых решений, которые вскоре стали характерными составляющими его оригинальной живописной манеры. „Плечи и руки, — отмечает художник в своем «Трактате о живописи», — должны выражать, насколько это возможно, намерения персонажа — так разум, покоренный чувством, направляет ладонь к сердцу”.

И добавляет: „Наибольшая ошибка художников в том, что они представляют лица похожими одно на другое — так не бывает. Как не бывает и абсолютно одинаковых поз”.

Современные исследователи отмечают, что из-за самобытности и самодостаточности каждого из изображенных здесь персонажей взгляд зрителя, смотрящего на эту многообразную картину, становится таким же подвижным, как во время просмотра фильма...

Великие художники, часть 37   17/11/2012 filoli.ru

Леонардо да Винчи картины

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...где кто пляшет?

В разных странах по-разному называют «Собачий вальс». В Германии — «блошиный вальс». В Болгарии — «кошачий марш», а в Финляндии — «кошачья полька». В Венгрии — «ослиный марш», а вот во Франции — почему-то «отбивная котлета».