Поклонение волхвов — 1481-1482 Леонардо да Винчи

Поклонение волхвов
1481-1482; 246х243 см;подмалевок умброй на загрунтованной доске
Галерея Уфицци, Флоренция
Именно здесь мастер в полный голос заявил о зрелости своего стиля, которая проявилась в совершенстве композиции и экспрессивности представленных персонажей. Евангельский сюжет о поклонении волхвов только что родившемуся Иисусу весьма популярен среди художников кватроченто, поскольку его многочисленные интерпретации дают определенную свободу как в плане композиционного построения картины, так и в представлении главных героев.
Кроме того, символическая многозначность сцены предоставляла художникам возможность свободного выбора именно тех смысловых акцентов, которые казались им наиболее значимыми: это и откровение родившегося Христа, и тихая радость Богоматери, и благоговение перед Иисусом трех старцев (иногда они предстают в облике трех царей)...
Между тем, Леонардо не желает ограничивать себя конкретным выбором и стремится воплотить в своем «Поклонении...» все разнообразие сюжетных коллизий этого эпизода из Евангелия. Подобное решение вызвано стремлением заполнить картинное пространство множеством персонажей и каждого из них наделить индивидуальными чертами, запечатлев на их лицах целую гамму человеческих чувств. В результате получилась галерея исключительно выразительных портретов.
Сам Леонардо признавался, что достичь этого ему удалось лишь после выработки нескольких ключевых решений, которые вскоре стали характерными составляющими его оригинальной живописной манеры. „Плечи и руки, — отмечает художник в своем «Трактате о живописи», — должны выражать, насколько это возможно, намерения персонажа — так разум, покоренный чувством, направляет ладонь к сердцу”.
И добавляет: „Наибольшая ошибка художников в том, что они представляют лица похожими одно на другое — так не бывает. Как не бывает и абсолютно одинаковых поз”.
Современные исследователи отмечают, что из-за самобытности и самодостаточности каждого из изображенных здесь персонажей взгляд зрителя, смотрящего на эту многообразную картину, становится таким же подвижным, как во время просмотра фильма...
(1452-1519) Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи картины

Поделиться ссылкой в социальных сетях