Тайная вечеря — 1495-1497 Леонардо да Винчи

Тайная вечеря
1495-197; 460х880 см; фрескаМонастырь Санта Мария делле Грацие, Милан
В 1494 году Лодовико Сфорца заказывает Леонардо да Винчи фреску для оформления одной из стен трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. По мнению Сфорца, наиболее подходящим сюжетом для этого полотна станет история о Тайной вечере — древняя евангельская драма обманутого доверия… Леонардо начинает работу в 1495 году.
Расположившиеся за столом апостолы разделены на четыре группы, размещенные симметрично по обе стороны от Христа, сидящего в центре. Впервые в истории иконографии среди апостолов был изображен Иуда (третий слева от Христа) — это было достаточно смелым решением для того времени, поскольку традиционно предателя изображали в конце стола, подальше от Христа и его учеников.
Леонардо изображает наиболее драматический момент вечери — Христос только что сказал своим ученикам: …один из вас предаст меня
(Ев. Мф.: 26, 21). И то, что в этот момент предатель сидит в непосредственной близости от Христа, и то, как убедительно Леонардо выявляет мрачную обособленность Иуды, окутав тенью его черты, - все это возводит сцену на пик драматизма.
В процессе работы, стремясь к наибольшей выразительности живописи, Леонардо произвел неудачные эксперименты с красками и грунтом, что сделало ее слишком уязвимой к внешним воздействиям. Уже спустя год после завершения работы фреска стала понемногу разрушаться.
Ускорили этот процесс довольно грубые реставрации, а довершили дело… солдаты Бонапарта. Монастырская трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густым слоем плесени, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы персонажей фрески…
Но даже в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. По легенде, король Франциск I был так восхищен фреской, что хотел перевезти ее во Францию — вместе со стеной, на которой она была написана.
Это именно Леонардо, посредством своих наблюдений над движениями человеческой души, открыл наиболее скрытые физиогномические нюансы. По его мнению, художник — будто всевидящий глаз этого мира, в котором он господствует над всем, что только можно увидетьГенрих Вёльфлин, 1899
(1452-1519) Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи картины

Поделиться ссылкой в социальных сетях