Гадалка — 1895 Михаил Врубель

Октябрь 22, 2012
„Я твердо решил совершенно отстранить от своего творчества все, что его искусственно неорганически направляет” М. Врубель
картина врубеля: гадалка

Гадалка

1895; 135х86,5 см; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Прообразом «Гадалки» является Кармен из одноименной оперы Бизе, которой Врубель увлекся еще в 1892 году. Его вдохновила излюбленная в символизме тема рока, предопределенности судьбы.

Коровин рассказывал о возникновении картины: «Все шумели, говор, игра в карты, спор. Михаил Александрович... спал. Наутро он написал с какой-то дамы, с которой познакомился накануне, портрет ее с игральными картами». Врубель написал «Гадалку» поверх заказанного ему портрета промышленника Николая Мамонтова.

По воспоминаниям Николая Прахова. пришедшему позировать Мамонтову художник заявил: «Не могу больше писать ваш портрет, осточертел он мне».

Гадалка — это символ Женщины. В ней есть обаяние красоты, естественность и в то же время некая загадочность. Глядя мимо зрителя, словно пророчица, она проникает в неведомое для других будущее человека.

Спор света и тени на контрастно освещенном лице усиливает драматизм и остроту ощущения образа. В колорите картины холодные и теплые цвета, взаимодействуя, обогащают друг друга. Благородно и сдержанно мерцают переливы шелковой ткани на фоне тусклого приглушенного в цвете ковра. Натурное начало в этом произведении берет верх.

Фантастическое художник выискивает в самом объекте — в женщине, обладающей даром разгадывать будущее людей.

Картина написана на холсте с темно-серым грунтом легким и длинным, не слишком пастозным мазком. Слой краски, тонкий в живописи головы и рук, становится более плотным в фактуре шали и ковра на стене за спиной женщины.

«Гадалка» близка по композиции к знаменитой киевской «Девочке на фоне персидского ковра», написанной художником девятью годами ранее, но ее утонченная живопись менее материальна.

картина врубеля: гадалка

Портрет мужчины в старинном костюме

1886; 27,8х27 см
бумага, акварель, белила, графитный карандаш, лак
Киевский музей русского искусства

Об истории возникновения акварели «Портрет мужчины в старинном костюме» подробно рассказал в своих воспоминаниях Николай Адрианович Прахов. Внимание Врубеля, пришедшего в квартиру Праховых, привлек кусок старинной украинской парчи, купленной хозяином на рынке. Он загорелся желанием написать ее акварелью.

Положив стул боком на стол, Врубель набросил на него парчу, чтобы легла свободными складками, и начал с увлечением писать. По словам Николая Прахова, художник «начал с центра, с большого букета, и пошел от него вверх и вниз. Когда уже было написано довольно много, стал говорить: „Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне. Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный”.

Написал пояс, длинные рукава рук, лежащих на поручнях кресла, и стал намечать лицо от подбородка кверху».

Врубель придал портрету черты известного киевского коллекционера и мецената Ивана Николаевича Терещенко, мотивируя это тем, что „он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным”.

Художника интересовала в первую очередь передача узора на старинной украинской парче, поэтому он не стал подклеивать бумагу для изображения лица мужчины целиком.

Равнодушие Врубеля к своим работам проявилось и здесь: портрет был наклеен на картон «Восточной сказки», чтобы тот не покоробился. В 1946 году он был отделен и отреставрирован.

Великие художники, часть 77   22/10/2012 filoli.ru

Творчество Врубеля

Знаете ли вы ...
...запах вдохновения?

Толчком к вдохновению может служить что угодно. Так немецкий поэт Фридрих Шиллер мог настроиться на творческий лад только в том случае, если на столе в его кабинете стояла тарелка с гнилыми яблоками.