Пан — 1899 Михаил Врубель

Октябрь 24, 2012
картина врубеля: пан

Пан

1899; 124х106,3 см; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея

Под влиянием идей мамонтовского кружка Врубель обращается к образам русских сказок. Поиски национальной души интересовали его не сами по себе: в национальном художник видел лишь форму — русское выражение общих мировых идей.

Картина «Пан» была написана в имении меценатки княгини Марии Тенишевой — селе Хотылево Орловской губернии. Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, но счистил почти законченный портрет и быстро написал на этом холсте новую картину.

Она возникла под впечатлением рассказа Анатолия Франса «Святой сатир» из цикла «Источник святой Клары», где собраны рассказы о художниках итальянского Возрождения, монахах и легенды средневековья. Врубеля поразил тот рассказ, где старый сатир повествует о давно прошедших временах.

Но «Пан» — это не античное божество, а русский леший. От греческого бога художник взял «козлоногость», рога на лысом лбу и свирель; голова с седой курчавой зарослью волос, усов, бороды, добрый чистый взгляд синих глаз превращают Пана в персонажа русских сказок. Порожденный врубелевской фантазией, он изображен на фоне вполне реального, написанного с натуры пейзажа, открывающегося с террасы хотылевского дома.

Врубель тонко подметил, что этот типичный русский пейзаж с лесной болотистой поляной, искривленными березами приобретает особенную таинственность в сумерки, когда над зарослями всходит огромный оранжево-желтый полумесяц. «Пан» был написан очень быстро, за два-три дня. Это объясняется тем, что Врубель приступил к окончательному воплощению замысла лишь тогда, когда все малейшие детали уже ясно сложились в его воображении.

Врубель — «Натурщица»

В Академии Врубель подружился с Валентином Серовым и Владимиром Дервизом, обнаружив много общего с ними в творческих интересах, особенно в работе акварелью. Однажды друзья уговорили Врубеля нанять натурщицу и написать ее в обстановке Ренессанса. Они были рады самому мотиву: простонародная натура — и классическая, ренессансная обстановка.

картина врубеля: натурщица

Натурщица в обстановке Ренессанса

1883; 35,5х24,4 см;
бумага на картоне, акварель, белила, лак
Киевский музей русского искусства

Работа над «Натурщицей» увлекла Врубеля больше, чем его друзей. Он с гордостью писал в письме: «Акварель, если будет так идти, как идет, то будет действительно вроде дорогой работы Фортуни, кличка которого все более за мной утверждается в Академии». В это время Врубель сильно увлечен виртуозной акварельной техникой испанского художника Мариано Фортуни (1838-1874), культ которого царит в мастерской Чистякова.

Цель этой акварели для Врубеля заключалась не в передаче характера, а в изучении форм предметов. Она радует глаз разнообразием узора и цвета роскошных драпировок, орнаментального фона. В ней очевидна жажда постижения красоты окружающего предметного мира. Стремление усилить звучание цвета толкало Врубеля на самые разнообразные технические приемы.

Он часто пренебрегал технологией материалов, бесцеремонно смешивал масло, акварель, гуашь, пастель, полагая, что для достижения определенных цветовых задач все средства позволительны: «Натурщица в обстановке Ренессанса» была покрыта гуммиарабиком (древесной смолой), который усиливал звучность цветов, придавал фактуре блеск. Гуммиарабик со временем растрескивается, губит работу, поэтому при реставрации в 1926 году он был снят.

Великие художники, часть 77   24/10/2012 filoli.ru

Творчество Врубеля

Знаете ли вы ...
...о такой глубине?

В самой глубокой точке мирового океана (Марианская впадина или Марианский желоб, 11,034 м) железному шарику, брошенному в воду, потребуется больше часа, чтобы достигнуть океанского дна. Эта «пропасть» — любимая тема фантастов.