Орхидея — 1886—1887 Михаил Врубель. Творчество
Орхидея
1886-87; 24х15,8 смбумага, акварель, графитный карандаш
Киевский музей
русского искусства
В Киеве, в доме Адриана Плахова, Врубель познакомился с Натальей Мацневой (урожденной Тарновской), а через нее — с женой профессора Бунге. Мацнева когда-то училась живописи масляными красками и неплохо писала цветы. Она попросила Врубеля поучить ее работать акварелью, с ней захотела учиться и Бунге.
Для Врубеля эти уроки были одновременно и небольшим материальным подспорьем, и тяжелым испытанием. Педагогического опыта у него не было. Сам он великолепно владел акварелью, но как передать это умение другим, тем более не будущим профессиональным художникам, а скучающим «светским» дамам, Врубель не знал. Чувствуя, что теоретические объяснения не помогают, он просто начал сам писать цветы вместе со своими ученицами. О своем методе преподавания он писал сестре: «...я выработал такую систему — сажусь и пишу или рисую, а ученица смотрит; нахожу, что это наилучший способ показать, что надо видеть и как передать, ... моя система преподавания и мне приносит пользу, заставляя работать с натуры во всю мочь и без всяких целей, что наедине я уже устал до тошноты делать, а это безусловно полезно».
Во время уроков Врубель исполнил около десятка этюдов цветов, которые отличаются исключительной красотой и совершенством. Глядя на работу Врубеля, ученицы начинали бессознательно подражать его манере, а потом кое-что применять в своей работе. Оставленные на память ученицам эти листы были собраны одной из них — Е.П.Бунге
Врубель выполнял этюды очень быстро и не стремился к подробному выписыванию деталей. Он передавал строение формы и особенности поверхности, «кожу», текстуру. В этюдах цветов проявился интерес Врубеля к бесконечному разнообразию форм природы, умение видеть уникальное в привычном.
Полевые цветы
1884; 40,5х23,5 смбумага, акварель, графитный карандаш
Киевский музей
русского искусства
Каждый цветок у Врубеля обладает собственным «характером». В этюде «Орхидея» стреловидные лепестки с каким-то почти грубым усилием прорываются сквозь темноту сумрачного синего фона. В повадке этого цветка есть нечто агрессивное, дерзкое, устрашающее.
В акварели «Полевые цветы» создано впечатление случайности брошенных на поверхность стола скромных цветов. В листе есть определенная незаконченность: Врубель часто оставлял работу, если считал поставленную перед собой задачу (точную передачу формы и цвета) выполненной, не заботясь о завершенности композиции. Для Врубеля не было неинтересных объектов в природе: подобно Леонардо да Винчи, он был привлечен неисчерпаемой вариативностью ее форм.
Многочисленные рисунки цветов с натуры стали фундаментом той исключительной легкости, с которой художник придумывал разнообразные растительные орнаменты, и виртуозности, с которой он воплощал их в своих работах. Эта грань его таланта особенно ярко засверкает в 1890-х годах в Абрамцево, но уже в Киеве остались первые свидетельства — лучшие во всем декоративном ансамбле Владимирского собора орнаменты («Колосья» и «Павлины»).
Этюды цветов 1886-1887 годов свидетельствуют о сложении индивидуального стиля художника. Преобразование натуры в нечто сказочное и фантастическое, составляющее особенность этого стиля, осуществляется в этюдах вне какого-либо определенного сюжета, исключительно средствами уникальной врубелевской «техники».