Девочка на фоне персидского ковра — 1886 Михаил Врубель. Творчество

Январь 15, 2012
«Девочка на фоне персидского ковра» — первый у Врубеля написанный маслом и вполне законченный портрет с натуры. Живописная поверхность холста мерцает и переливается подобно драгоценным камням и смальте мозаик.
Михаил Врубель: «Девочка на фоне персидского ковра»

Девочка на фоне персидского ковра

1886; 104х68 см
холст, масло
Киевский музей
русского искусства

Художник изображает тринадцатилетнюю дочь владельца киевской ссудной кассы Маню Дахнович, однако здесь нет никакого стремления к индивидуальной психологической характеристике.

В картине отразилось пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и переливам камней, блеску металлов. В ссудной кассе Георгия Дахновича он любовался камнями и изучал волшебное сверкание бриллиантов, топазов, рубинов, аквамаринов.

Безвольно упавшие руки девочки многозначительно положены ладонями на розу и кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. Но в создании печального настроения картины участвуют не столько атрибуты и обреченно-скорбное лицо девочки, сколько сама живопись. В ней впервые Врубель нашел свой колористический тембр — звучание густых сумрачных тонов со сдвигом в холодную часть спектра.

Работая над картиной, Врубель стремился изобрести новые сложные приемы техники масляной живописи, которая была бы не простой имитацией мозаики, а превращала изображение в драгоценность, мерцающую из глубины чистым полнозвучным цветом. Он усердно и внимательно выписал все мельчайшие детали ковра и наряда девочки, которая несколько теряется среди роскошного декора.

Михаил Врубель: «Шиповник»

Шиповник

1884; 24,5х16,5 см
бумага, акварель
Киевский музей
русского искусства

Врубель, как правило, не придавал особого значения небольшим акварелям и рисункам с натуры. Между тем среди них часто встречаются «маленькие шедевры» — такие, как натюрморт «Шиповник».

Эта работа является практическим подтверждением высказывания Врубеля о необходимости в работе «орнаментальности». Под «орнаментальностью» он понимал такой метод работы, когда художник, сочиняя или рисуя с натуры, должен следить не только за внешним контуром предмета, его абрисом, границей с фоном, а и за очертаниями самого фона, заботиться о его связанности c основным предметом изображения, чтобы все элементы композиции были крепко связаны между собой. Сам Врубель всегда стремился проникнуть «вглубь» предмета, изобразить его в нескольких планах, взаимосвязанных друг с другом.

В своих рисунках цветов с натуры Врубель строит форму на оптической приближенности и детализации, а не на пространственной удаленности и обобщении. Это придает особенную интимность его изображению природы.

Великие художники, часть 77   15/01/2012 filoli.ru

Творчество Врубеля

Знаете ли вы ...
...что под Ла-Маншем?

На дне пролива Ла-Манш у берегов британского графства Дорсетшир обнаружено русло древней реки. Она протекала там еще 12 тыс. лет назад, когда Британские острова не были отделены от континентальной Европы проливами.