Девочка на фоне персидского ковра — 1886 Михаил Врубель. Творчество
Девочка на фоне персидского ковра
1886; 104х68 смхолст, масло
Киевский музей
русского искусства
Художник изображает тринадцатилетнюю дочь владельца киевской ссудной кассы Маню Дахнович, однако здесь нет никакого стремления к индивидуальной психологической характеристике.
В картине отразилось пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и переливам камней, блеску металлов. В ссудной кассе Георгия Дахновича он любовался камнями и изучал волшебное сверкание бриллиантов, топазов, рубинов, аквамаринов.
Безвольно упавшие руки девочки многозначительно положены ладонями на розу и кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. Но в создании печального настроения картины участвуют не столько атрибуты и обреченно-скорбное лицо девочки, сколько сама живопись. В ней впервые Врубель нашел свой колористический тембр — звучание густых сумрачных тонов со сдвигом в холодную часть спектра.
Работая над картиной, Врубель стремился изобрести новые сложные приемы техники масляной живописи, которая была бы не простой имитацией мозаики, а превращала изображение в драгоценность, мерцающую из глубины чистым полнозвучным цветом. Он усердно и внимательно выписал все мельчайшие детали ковра и наряда девочки, которая несколько теряется среди роскошного декора.
Шиповник
1884; 24,5х16,5 смбумага, акварель
Киевский музей
русского искусства
Врубель, как правило, не придавал особого значения небольшим акварелям и рисункам с натуры. Между тем среди них часто встречаются «маленькие шедевры» — такие, как натюрморт «Шиповник».
Эта работа является практическим подтверждением высказывания Врубеля о необходимости в работе «орнаментальности». Под «орнаментальностью» он понимал такой метод работы, когда художник, сочиняя или рисуя с натуры, должен следить не только за внешним контуром предмета, его абрисом, границей с фоном, а и за очертаниями самого фона, заботиться о его связанности c основным предметом изображения, чтобы все элементы композиции были крепко связаны между собой. Сам Врубель всегда стремился проникнуть «вглубь» предмета, изобразить его в нескольких планах, взаимосвязанных друг с другом.
В своих рисунках цветов с натуры Врубель строит форму на оптической приближенности и детализации, а не на пространственной удаленности и обобщении. Это придает особенную интимность его изображению природы.