Принцесса Греза — 1896 Михаил Врубель

Октябрь 23, 2012
„Врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью красок и письма в буквальном смысле «убивали» расставленные внизу в золоченых рамах произведения других художников” Николай Прахов
картина врубеля: принцесса греза

Принцесса Греза

1896; 750х1400 см; декоративное панно, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

По заказу Саввы Мамонтова Врубель в 1896 году работал над декоративными панно для украшения интерьера художественного павильона на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

Они должны были располагаться в полукруглых завершениях торцовых стен зала, этим определялся их огромный размер и формат. Врубель избрал темами панно «Принцессу Грезу» и «Микулу Селяниновича». Второе полотно не сохранилось.

В начале лета 1896 года Врубель приступил к работе в Нижнем Новгороде. Панно «Принцесса Греза» было подготовлено им еще в Москве, где художник писал его в гончарной мастерской Мамонтова, за Бутырской заставой. Теперь панно только натянули на подрамник, соответствующий размерам и форме отведенного места.

Колоссальный творческий замысел Врубелю помогала воплотить бригада молодых живописцев под руководством Сафонова, в то время оканчивавшего Академию художеств. Помощь была необходима, чтобы успеть в кратчайшие сроки (месяц с небольшим) завершить работу над двумя панно общей площадью около 200 кв. метров. Однако нельзя расценивать ее как коллективное творчество, учитывая задачи, которые ставил мастер своим помощникам:

„Пишите... точно воспроизводя мои черты и пятна, помните только, что вы вышиваете, как по канве, никаких общих прокладок и набрасываний”.

Тема панно «Принцесса Греза» была навеяна одноименной пьесой французского драматурга Эдмона Ростана, написанной в 1895 году, переведенной на русский язык Т. Щепкиной-Куперник и поставленной в Петербурге Литературно-художественным кружком. Врубель видел постановку весной 1896 года.

В основе пьесы лежит средневековая легенда о принце и трубадуре по имени Жоффруа Рюдель, очарованном рассказами пилигримов об антиохийской принцессе Мелисинде. Предчувствуя свой близкий конец, он решил пуститься в далекий путь за море, «не в силах умереть, не увидев хоть на миг ее».

В центре декоративного панно изображен умирающий в пути принц с арфой в руках. Силой искусства он воссоздает свою романтическую мечту — образ прекрасной и недостижимой принцессы. Легкая и прозрачная, она возникает из розовых закатных облаков и нежно склоняется над принцем. Врубель воспользовался сюжетом пьесы для того, чтобы выразить свою любовь к будущей жене, а также рассказать о вечном стремлении художника к прекрасному.

Формально все действующие лица литературного источника вполне узнаваемы. Но панно отнюдь не повествовательно и не является иллюстрацией пьесы. Во-первых, художник как бы совместил время и действие, изобразив принцессу, влетающую на корабль, а не входящую в сопровождении рыцаря Бертрана, посланника принца, что, по Ростану, происходит в конце пьесы. Во-вторых, каждый изображенный герой представляет собой некий собирательный образ-символ.

Потому так отчетливо читается отношение самого художника к главным персонажам и особенно к принцессе, в лице которой угадываются портретные черты Надежды Забелы. Что касается стоящего у мачты рыцаря Бертрана, то в его лице прежде всего прослеживаются характерные черты облика «Демона (сидящего)».

Открытие Нижегородской выставки, намеченное первоначально на 10 мая, состоялось чуть позже — 28-го, но уже без панно Врубеля. За три дня до этого «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» были сняты и накатаны на валы во исполнение приговора жюри.

Сейчас трудно судить о первоначальном облике панно «Принцесса Греза». Врубель не успел закончить его к выставке, и над завершением работали друзья Василий Поленов и Константин Коровин. В первозданном виде сохранилась лишь композиция, построенная на музыкальной гармонии ритмов.

В композиции панно Врубель отлично справился с отведенным для него местом в павильоне, подчинил изображение плоскости, распластав изображение, как орнамент на ковре. Вместе с тем, он дает почувствовать второй и третий планы в глубину, как в скульптурном рельефе. Изысканность линий и узор пятен в панно приведены к предельной поэтической ясности и четкости. Это понятный каждому рассказ о возвышенной рыцарской любви, преодолевающей все преграды, которой не страшна и сама смерть.

Композиция «Принцессы Грезы» послужила основой для росписи сценического задника для Частной оперы. Что касается самого живописного панно, то оно перешло в 1908 году к новому хозяину — коллекционеру и владельцу Частной оперы Сергею Зимину, который купил его у разорившегося Саввы Мамонтова. Он разместил это панно на портале сцены театра, тем самым дав возможность посетителям оперных вечеров еще раз увидеть творение Врубеля.

Еще при жизни художника, в 1899-1903 годах, под его руководством был исполнен вариант «Принцессы Грезы» — майоликовое панно на главном фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве. Но, по словам современников Врубеля, «эта копия далеко не передает очарования оригинала».

Техническое замечание

Панно «Принцесса Греза» было написано на гигантском холсте размером более девяноста квадратных метров. В масляные краски, по словам современников, добавлялся керосин, благодаря чему картина утрачивала блеск, характерный для масляной живописи. Это было необходимо для удобного рассматривания панно снизу на большом расстоянии.

В законченном виде картина должна была, по замыслу Врубеля, производить впечатление старой инкрустации или фрески, слегка высветленной временем. Врубель подчеркивает эту связь со средневековым искусством, придавая формам характер изломанных плоских граней, а контурам фигур — угловатость.

В колорите он использует непрозрачные, «глухие» тона. Тяжелые, словно вырезанные из камня массы морских волн на переднем плане делают композицию устойчивой, «удерживают» на себе сложное переплетение линий и форм изображенной сцены.

Выдающаяся работа художника оказалась слишком новаторской для современников Врубеля. «Принципиальная борьба новых, еще не вполне сложившихся направлений в искусстве с традиционными формами неожиданно разгорелась в Нижнем Новгороде помимо воли и желания Михаила Александровича Врубеля», — вспоминал Николай Прахов...

Великие художники, часть 77   23/10/2012 filoli.ru

Творчество Врубеля

Знаете ли вы ...
...откуда мансарды?

Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.