Человек с гитарой — 1911 Пабло Пикассо

Человек с гитарой
1911; 154х77,5 смМузей Пикассо, Париж
Кубизм зародился в результате совместных творческих исканий Пикассо и Брака — их заслуги в этом приблизительно равны.
В 1909 году Пикассо удается достичь поразительных эффектов, разбивая пространство, предметы и человеческие фигуры на геометрические фрагменты. Таким образом, мастер находит качественно новые связи как между самими фрагментами, а точнее — их формами, так и внутри них.
Проще говоря, каждый объект разбивается на бесконечное множество маленьких квадратов и кубиков (фран. «cubes» — отсюда и название «кубизм»), представляющих один и тот же предмет с разных точек зрения одновременно.
Кубизм стал настоящей революцией в западноевропейской живописи. Он шокировал и сбивал с пути современных Браку и Пикассо художников, заставляя их по-новому воспринимать живопись.
В 1923 году Пикассо напишет: «Кубизм долгое время был непонятен — это факт, который, впрочем, не имеет никакого значения. Я не знаю английского, и для меня книга, написанная на этом языке, является пустой книгой. Но это совсем не означает, что английского языка не существует»...
Среди первых кубистических опытов Пикассо преобладают натюрморты и, если можно так назвать, портреты — как правило, с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и проч. — все это атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала XX века.
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кафе и борделей. Пикассо использует коллаж (композиция «Скрипка») — вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем разнообразие вводимых фактур растет (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла и т.п.)...

Женщина, играющая на мандолине
1909; 92х72,5 смЭрмитаж, Санкт-Петербург
Мотив женщины, играющей на мандолине, пришел к Пикассо от Камиля Коро (1796-1875), картины которого были выставлены на парижском Осеннем салоне 1909 года. Однако, в отличие от своего предшественника, Пабло преследует иные цели: он создает пространство, в котором фигура и свет состоят между собой в математических отношениях.
Лицо, представленное схематически, раскладывается на простые геометрические формы — треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник. Здесь все еще заметно влияние эстетики «примитивных цивилизаций». Резко обрывающиеся следы кисти (напоминающие полосы на лице одной из «авиньонских девиц») похожи на ритуальные порезы, которые делали представители некоторых африканских племен. С их помощью Пикассо вводит в картину свет и движение...
В «Человеке с гитарой» очертания фигуры музыканта зритель может уловить только благодаря определенным интеллектуальным усилиям. В свою очередь ограниченная цветовая гамма, сводящаяся к использованию лишь серого и охры, делает картину гармоничной, если не сказать — совершенной...
Творчество Пикассо
Поделиться ссылкой в социальных сетях