Семейство комедиантов — 1905 Пабло Пикассо

Ноябрь 28, 2012
Пабло Пикассо Семейство комедиантов

Семейство комедиантов

1905; 212х229 см
Национальная галерея, Вашингтон

На смену «голубому» периоду приходит «розовый»: этот творческий отрезок родился из пестрой парижской жизни, ведь в 1904 году художник навсегда поселился во французской столице.

Настроение картин становится более лиричным, а колорит — нежным и прозрачным: Пикассо влюблен. Его первая муза, Фернанда Оливье, была страстной любительницей цирка, и художник, по его собственному признанию «сам не заметил, как стал завсегдатаем цирка Медрано у подножия Монмартра», а пространство его картин «заполнили арлекины, коломбины, акробаты и прочие комедианты».

Отходя от пессимистического «голубого» периода, художник выбирает светлые оттенки розового, серого и охры, которые придают образам артистов некую поэтическую меланхоличность. В этих картинах мы не найдем ни сверкающей мишуры, ни кричащих костюмов, ни головокружительных трюков. Пикассо представляет не манежное великолепие, а закулисье цирка — с усталыми лицами, расслабленными позами и вечной заботой о хлебе насущном.

Комедианты готовятся к отъезду: может быть, им надоела кочевая жизнь, но выражение обреченности на лице Арлекина подсказывает нам, что у артистов нет другого способа заработать на жизнь, кроме как странствовать по городам и весям и веселить толпы зевак на площадях...

Пабло Пикассо Девочка на шаре

Девочка на шаре

1905; 147х95 см
Музей им. Пушкина, Москва

В картине из московского музея зрителя поражает контраст между сидящим колоссом, одетым в розово-голубое трико, и хрупкой девочкой, балансирующей на шаре. Это о ней писал Аполлинер: «Когда она взошла на шар, ее щуплое тельце сыграло прекрасную мелодию, к которой никто не смог остаться равнодушным»...

По мнению многих исследователей, художник часто отождествлял себя с Арлекином. Французский искусствовед Пьер Дэкс в своем эссе «Пикассо — творец» (1987) заметил: «В каждой картине Пикассо, где присутствует образ Арлекина, мы напрямую имеем дело с самим автором, с его мыслями и чувствами, с его мировоззренческой позицией. В «Семействе комедиантов» широкое пространство, в которое всматривается Арлекин-Пикассо, — это бесконечное пространство чистой живописи. Живопись, которая очень близка поэзии...»

С исследователем трудно не согласиться, хотя, как для поэта, да простит читатель невольный каламбур, Пикассо слишком прозаичен. «Я считаю, что поиски в живописи не имеют абсолютно никакого значения, — писал он. — Важен их результат. Для коммерческого успеха произведения, увы, недостаточно одних только благих намерений».

Техническое замечание

Голубые рефлексы на лицах двух героев «Семейства комедиантов» появляются как эхо неба над головами фигур. Голубоватый цвет грунта просвечивает из-под теплой красочной массы, превращаясь в голубые тени.

Таким способом он избавляет контуры от остроты и создает чувство вибрации воздуха, окружающего комедиантов, которые отправляются в дорогу, чтобы на площадях и цирковых аренах других городов исполнять захватывающие дух и вызывающие головокружение трюки.

Атмосфера картины проникнута тревогой, рождающейся из контраста статичных персонажей и динамики окружающей среды.

Великие художники, часть 91   28/11/2012 filoli.ru

Творчество Пикассо

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...откуда мансарды?

Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.