Капричос — 1797-1799 Картины Гойи

Сентябрь 21, 2012
„Своеобразие манеры Гойи, полнота и уверенность его мастерства, равно как и атмосфера фантастики, пронизывающая все его вещи, не могут не потрясти. Впрочем, в творениях, созданных такими глубокими натурами, всегда есть что-то похожее на те навязчивые видения, что постоянно или временами мучают нас во сне” Шарль Бодлер, 1860
Капричо

Капричо №43:
«Сон разума рождает чудовищ»

1799; 21,5х15 см
Частная коллекция
Капричо

Капричо №79:
«Нас никто не видит»

1799; 21,5х15 см
Частная коллекция

На новом этапе творчества Гойи (1797-1801) наслаждение естественной жизненной стихией сменяется углубляющимся интересом к социальному бытию человека, растущим неприятием уродств и несправедливости феодально-клерикального обществ.

Солнечное сияние надолго оставляет гойевское искусство; в нем борются теперь свет и мрак. На смену улыбчивости «эпохи гобеленов» приходит грозный и непочтительный смех «эпохи «Капричос» («Капризы»).

В этой созданной в два этапа серии из восьмидесяти офортов Гойя не только обрушивается на людские пороки — легковерие, легкомыслие, трусость, притворство, приспособленчество, тупую жестокость, желание жить чужим умом и т.п.

Он еще и «играет», но это очень серьезная и очень опасная игра, цель которой — гротескное высвечивание всего традиционного испанского порядка, включая его священнейшие идеалы.

 

Здесь старость господствует над юной жизнью и высасывает ее соки, ослиная глупость оседлала людей, ночь, кишащая всевозможной нечистью, застилает дневной свет, а «сон разума рождает чудовищ»...

Занимая наряду с лучшими произведениями Давида 1790-1795 годов ключевое положение в искусстве эпохи Великой французской революции, на историческом переломе от XVIII к XIX веку, «Капричос» Гойи недаром приобрели затем популярность в среде романтиков.

Эта серия потрясающих своей откровенностью офортов настолько же предвосхищает романтизм нового столетия, насколько, с другой стороны, обобщает опыт критической тенденции Просвещения века минувшего.

Техническое замечание

«Капричос» художник рисовал сначала при помощи перышка и разведенной туши. Потом Гойя делает графические оттиски, соединяя технику офорта и акватинты.

Металлическую пластину он покрывает кислотоупорным лаком, в котором иглой процарапывает рисунок; после чего опускает пластину в азотную кислоту. Процарапанные иглой места протравливаются кислотой, затем заполняются краской и оттискиваются на бумагу на станке. Для получения более темной поверхности процесс нужно повторить.

В акватинте фрагменты пластины покрываются слоем смолистой пыли. Это нейтрализует действие кислоты и позволяет при печати достичь эффекта рельефности изображения.

Великие художники, часть 30   11/09/2012 filoli.ru

Картины Гойя

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Пессарий доктор Арабин: только сертифицированный товар в интернет-магазине arabin24.ru.

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...что подо льдами Арктики?

Новые исследования показали, что количество углерода, скрытого подо льдами Арктики в форме углекислого газа, было недооценено примерно в 2 раза. Согласно новым данным, под ледяным покровом около 1,5 триллионов тонн углерода — вдвое больше, чем в атмосфере!