Гойя Портрет маркизы де Ла Солана — 1794-1795
Портрет маркизы де Ла Солана
1794-1795; 181х122 смЛувр, Париж
В этот период своего творчества Гойя получает столько заказов на портреты мадридских аристократов и многочисленных членов их семей, что, если верить воспоминаниям одного из близких друзей художника, «он вынужден был работать даже по ночам — при свете свечей, которые прикреплял на полях своей шляпы»...
Благодарная маркиза де Ла Солана позирует с исключительным достоинством и неподражаемой грацией. На женщине традиционный баскский наряд — черная бархатная юбка и накидка из тонкого белого кружева. Гойя применяет здесь преимущественно два цвета — белый и черный, очевидно, стремясь добиться впечатления сдержанности, которое гармонировало бы с серьезным и несколько надменным выражением лица маркизы.
Некоторым диссонансом в колористической мелодии картины звучит кокетливый бант, украшающий голову женщины, который написан неожиданно густой розовой краской, нанесенной при помощи энергичных широких мазков — совсем не похожих на мазки кисти. У французского писателя Андре Сюареса (1868-1948) в книге «За один портрет Гойи» находим этому следующее объяснение: «В порыве вдохновения он мог работать чем угодно — первым попавшимся на глаза предметом, будь то щеточка или шпатель, тряпочкой или намазанным краской пальцем».
Дон Мануэль
Осорио Манрике де Суньига
Музей Метрополитен
Нью-Йорк
Своеобразие портрета Мануэля Осорио Манрике де Суньига, младшего сына графа Альтамиры, состоит в том, что здесь Гойя впервые разделяет фон на две части: светлая призвана подчеркнуть яркую красноту костюмчика ребенка и оттенить блеск широкого атласного пояса, темная же поглощает фигуры котов, которые наблюдают за скачущей тут же сорокой, держащей в клюве визитную карточку автора портрета...
Есть версия, что эта выразительная деталь появилась уже по завершении работы над портретом — в то самое время, когда между художником и заказчиком по неизвестной причине испортились отношения.