Молочница из Бордо — 1827 Картины Гойи

Октябрь 18, 2012
„«Тавромахия» стала восхитительной серией” Андре Мальро, 1950
картина гойи - молочница из Бордо

Молочница из Бордо

1827; 74х68 см
Прадо, Мадрид

Гойя приезжает во Францию, «не зная ни одного французского слова, без прислуги, старый, глухой, больной и беспомощный, но как же он счастлив! И как живо интересуется всем, что теперь его окружает», — писал о первых годах эмиграции художника его приятель Леандро Фернандес де Моратин.

Кстати, этот писатель переехал во Францию еще раньше Гойи: во время политических неурядиц на Пиренейском полуострове в Бордо возникла целая колония испанских эмигрантов.

И в Париже, где Гойя бывает регулярно, и в Бордо, ставшем местом его постоянного жительства, художник не расстается со своим альбомом, в котором время от времени делает какие-то наброски. Благодаря своему приятелю по фамилии Голон, художник открывает для себя технику литографии и признается: „«Мне уже восемьдесят лет, а я все еще учусь”...

„Под конец жизни Гойя сделал несколько быстрых эскизов на литографическом камне, это были сцены боя быков. В этих рисунках, набросанных рукой давно глухого и почти слепого старца, мы находим ту энергию и размах, которые были присущи его «Капричос» и «Диспаратес»”, — писал Теофиль Готье в 1840 году.

Кроме гравюр, на которых представлены бои быков, возникают также картины. «Коррида», находящаяся сегодня в Прадо, является одним из четырех полотен, написанных во Франции и представляющих собой иллюстрации к опубликованной в 1777 году книге об отважных тореадорах.

картина гойи - коррида

Коррида

1825; 38х46 см
Прадо, Мадрид

Позже этот проект разросся в целый графический цикл под названием «Тавромахия» («таврос» — бык), изданный в 1816 году. Гойя вспомнил молодость: когда-то он был страстным поклонником корриды и даже участвовал в представлениях бродячей труппы отважных тореро, подписывая свои письма «Франсиско де Лос Таврос», что значит «Бычий»...

Серия «Тавромахия» менее известна и популярна, чем, к примеру, «Капричос», что, в общем-то, понятно: там нет никаких терзаний души, рефлексий и мистических переживаний. Зато есть присутствие духа и полет мысли, превративший корриду во вселенский символ.

Заканчивая свой творческий путь картиной крови, проливаемой на арене — с одной стороны, и изображением молодой, пышущей здоровьем, прекрасной молочницы — с другой, Гойя как бы подводит итог своей жизни, в которой было место и опасным приключениям, и трагическим событиям, и чувственным наслаждениям.

«Молочница из Бордо» восхищает радостным и светлым настроением, которым она проникнута, а также свежей зелено-голубой гаммой живописной материи — в целом, нетипичной для творчества Гойи.

Великие художники, часть 30   18/10/2012 filoli.ru

Картины Гойя

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...что под Ла-Маншем?

На дне пролива Ла-Манш у берегов британского графства Дорсетшир обнаружено русло древней реки. Она протекала там еще 12 тыс. лет назад, когда Британские острова не были отделены от континентальной Европы проливами.