Портрет Исабель де Лобо-и-Порсель — 1805 Картины Гойи
Портрет Исабель де Лобо-и-Порсель
1805; 82х54,6 смНациональная галерея, Лондон
В 1805 году Гойя выставляет в Академии Сан Фернандо несколько портретов, которые явились свидетельством того, что в этот период художника больше всего интересуют душевные переживания человека и разного рода индивидуальные психологические нюансы. Свое внимание мастер сосредотачивает на изображении лиц и, особенно, глаз, более всего способных, по его мнению, выразить внутреннее состояние портретируемого. Открыто восхищается художник яркой внешностью, темпераментом и полнотой ощущения жизни в портрете Исабели де Лобо-и-Порсель.
Видя ее смелый взгляд, энергичную свободную позу, глубокую внутреннюю силу и уверенность, невольно вспоминаешь испанок-героинь, которые сражались наравне с мужчинами во время народно-освободительной войны (герильи). По мнению Гойи, Исабель вполне могла стать одной из них.
Лицо девушки кажется каким-то особенным, просветленным — этого эффекта мастеру удается достичь благодаря следующему приему: при помощи тонкой кисточки маленькие мазки белого и красного цветов наносятся на нос и левую щеку, в уголки губ и на подбородок...
Как считают некоторые исследователи, в образе доньи Исабели Гойя раскрыл собственные представления о вечной молодости и женственности, ее изображение было для него аллегорическим воплощением родной Испании...
Колосс — 1808-1812
Колосс
1808-1812; 116х105 смПрадо, Мадрид
В картине «Колосс» воображение зрителя потрясает зловеще поднимающаяся из-за горизонта огромная фигура. Создается впечатление, что от грохочущих шагов гиганта содрогается земля. Толпа испуганных людей и животных в ужасе обращается в бегство. Атмосфера всеобщей паники захватывает зрителя: нам самим невольно хочется скрыться, исчезнуть, чтобы избежать ужасов кровопролития.
Полотно по духу и настроению близко серии драматических и обличающих гравюр Гойи под названием «Десастрес де ла герра» («Бедствия войны»)... Чудовище пытается настигнуть кого-то, кто находится вне поля нашего зрения. Возможно. Наполеона — так, по крайней мере, считает большинство специалистов.
С другой стороны, мало кто из них соглашается признать состоятельной версию о том, что сам гигант является аллегорическим представлением испанского короля. Скорее всего, Гойя видел в этом великане символ величия и мощи испанского народа, своими героическими действиями заставившего Наполеона бежать...