Старухи — 1808-1810 Картины Гойи
Старухи («Que tal?»)
1808-1810; 181х125 смМузей изящных искусств, Лилль
На обороте зеркала, в которое смотрятся старухи, Гойя размещает популярное среди испанцев приветствие «Que tal?» («Как дела?»), которое приобретает в данном контексте значение фразы «Ну, как?» и представляет собой ироничное напоминание о скоротечности жизни и о том, что каждому возрасту соответствуют свои законы, несоблюдение которых приводит порой к самым ужасающим последствиям.
Здесь Гойя высмеивает двух старух, предпринимающих отчаянные попытки обмануть время и вернуть безвозвратно ушедшую молодость. Лица женщин напоминают отвратительные в своей неестественности маски: у одной глубоко запавшие глаза подчеркнуты страшными черными кругами, у второй — и вовсе жуткой красной обводкой.
На высохших, костлявых телах этих старух красуются великолепные, но давным-давно вышедшие из моды наряды. В волосах блондинки — бриллиантовая стрела, которая украшала головку молодой инфанты Марии Исабели и королевы Марии Луисы в «Семье короля Карла IV». Случайно или намеренно художник использовал этот прием?...
Крылатое Время, склонившееся над этими разрисованными старыми куклами, изучает в зеркале результаты своей беспощадно разрушающей женскую красоту работы и, похоже, прячет в бороду снисходительную усмешку — дескать, не обманете! Дневной свет падает на его правое крыло, крепкое и нежное одновременно, а также освещает стену, весьма богатую живописными нюансами.
Картина Гойи «Девушки»
Девушки («Письмо»)
1812-1814; 181х122 смМузей изящных искусств, Лилль
«Девушки», напротив, являют собой олицетворение беззаботной, жизнерадостной юности. Полотно имеет те же размеры, что и «Старухи», и, скорее всего, эти две картины представляют собой своеобразный диптих. В который раз в искусстве Гойи поражает его современность. На заднем плане, на фоне развешанных простыней, напоминающих своими очертаниями привидений, виднеются фигуры прачек.
Нечеткие контуры, как бы слегка намеченные, а также смазанные черты лиц имеют гораздо больше общего с абстрактной живописью, нежели с классическими полотнами. Вновь появившийся зонтик позволяет проследить эволюцию стиля Гойи со времени появления одноименного панно, принадлежавшего раннему периоду его творчества — «эпохе гобеленов». Прошедшие с той поры тридцать лет сделали фактуру его полотен менее гладкой, а стиль — менее поэтичным.