Старухи — 1808-1810 Картины Гойи

Октябрь 17, 2012
„Сила его искусства — в усмешке, которая может быть презрительной или поощрительной. Гойя старается ради вас: вы находитесь в его милости. Он вас воспитывает и экзаменует” Андре Мальро, около 1938
картина гойи - старухи

Старухи («Que tal?»)

1808-1810; 181х125 см
Музей изящных искусств, Лилль

На обороте зеркала, в которое смотрятся старухи, Гойя размещает популярное среди испанцев приветствие «Que tal?» («Как дела?»), которое приобретает в данном контексте значение фразы «Ну, как?» и представляет собой ироничное напоминание о скоротечности жизни и о том, что каждому возрасту соответствуют свои законы, несоблюдение которых приводит порой к самым ужасающим последствиям.

Здесь Гойя высмеивает двух старух, предпринимающих отчаянные попытки обмануть время и вернуть безвозвратно ушедшую молодость. Лица женщин напоминают отвратительные в своей неестественности маски: у одной глубоко запавшие глаза подчеркнуты страшными черными кругами, у второй — и вовсе жуткой красной обводкой.

На высохших, костлявых телах этих старух красуются великолепные, но давным-давно вышедшие из моды наряды. В волосах блондинки — бриллиантовая стрела, которая украшала головку молодой инфанты Марии Исабели и королевы Марии Луисы в «Семье короля Карла IV». Случайно или намеренно художник использовал этот прием?...

Крылатое Время, склонившееся над этими разрисованными старыми куклами, изучает в зеркале результаты своей беспощадно разрушающей женскую красоту работы и, похоже, прячет в бороду снисходительную усмешку — дескать, не обманете! Дневной свет падает на его правое крыло, крепкое и нежное одновременно, а также освещает стену, весьма богатую живописными нюансами.

Картина Гойи «Девушки»

картина гойи - девушки

Девушки («Письмо»)

1812-1814; 181х122 см
Музей изящных искусств, Лилль

«Девушки», напротив, являют собой олицетворение беззаботной, жизнерадостной юности. Полотно имеет те же размеры, что и «Старухи», и, скорее всего, эти две картины представляют собой своеобразный диптих. В который раз в искусстве Гойи поражает его современность. На заднем плане, на фоне развешанных простыней, напоминающих своими очертаниями привидений, виднеются фигуры прачек.

Нечеткие контуры, как бы слегка намеченные, а также смазанные черты лиц имеют гораздо больше общего с абстрактной живописью, нежели с классическими полотнами. Вновь появившийся зонтик позволяет проследить эволюцию стиля Гойи со времени появления одноименного панно, принадлежавшего раннему периоду его творчества — «эпохе гобеленов». Прошедшие с той поры тридцать лет сделали фактуру его полотен менее гладкой, а стиль — менее поэтичным.

Великие художники, часть 30   17/10/2012 filoli.ru

Картины Гойя

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы ...
...муравьиный круг?

Если один из группы муравьёв начинает двигаться по кругу, остальные движутся за ним, образуя так называемый муравьиный круг. Он вбирает в себя всё больше и больше насекомых, которые продолжают бег, пока не упадут.